RSS Feed

Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
Страница 3

Нередко препятствия в удовлетворении потребностей возникают не вследствие межличностных конфликтов, а в результате наличия у личности внутренних барьеров: при одновременной актуализации ситуацией двух или более приблизительно равных по силе, но разнонаправленных и внутренне противоположных мотивов, при столкновении в сознании различных желаний, целей, ценностей. В этих случаях аффектогенная ситуация принимает характер внутренне конфликтный.

Различают три типа внутриличностного конфликта:

1) когда субъекту приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий решениями;

2) когда одна и та же цель одновременно оказывается в равной степени привлекательной и непривлекательной;

3) при необходимости выбора из двух в равной степени непривлекательных решений.

Внутри- и межличностные конфликты могут сочетаться. Конфликтность – основной признак аффектогенной ситуации. Наряду с личностной значимостью травмирующей ситуации на развитие аффектов существенное влияние оказывают ее информационные характеристики. Наибольшую аффектогенность имеют новые, необычные для личности ситуации, для овладения которыми в опыте субъекта нет готовых, апробированных программ поведения. Этот фактор может иметь абсолютное и относительное значение. В последнем случае речь идет о невозможности экстренно найти правильный выход из сложной ситуации вследствие ее быстротечности, резкого дефицита времени для решения, наличия помех наблюдения.

Это качество конфликтной ситуации может быть определено как ее внезапность. Его не следует путать с внезапностью возникновения сильного душевного волнения, установление которого входит в задачу юристов. Оценка же внезапности развития конфликтной ситуации составляет необходимый элемент анализа аффектогенности ситуации. Такая оценка ситуации может и должна выполняться и учитываться при диагностике аффекта. По мнению М.М. Коченова, аффектогенной может быть названа любая ситуация, в которой человек обязан действовать, но не находит подходящих способов действия[12].

Нетрудно увидеть, что информационные характеристики психотравмирующего воздействия, как и его значимость, сугубо индивидуальны и детерминированы не только объективными условиями ситуации, но и особенностями личности субъекта, его динамическими (быстрота познавательных процессов, способность к концентрации внимания и др.) и содержательными (ценности, интеллект, опыт, навыки и др.) свойствами. В связи с этим аффектогенное значение ситуации не может быть понято лишь на основании изучения ее объективных аспектов. Адекватная оценка ситуации возможна только при учете личности субъекта, взаимодействующего с этой ситуацией, то есть вступает в силу принцип совместного двуединого рассмотрения личности и ситуации.

Страницы: 1 2 3 


Содержание программы развития внимания
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем. Структура занятия: – психогимнастика, – игра на развитие слухового восприятия и внимания, – игра на развитие зрительного восприятия и внимания, – игры на развитие моторно-двигательного внимание и ...

Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных
Аффектогенность профессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможном посягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотрим подробно характер их деятельности. Состав пожарной части, как правило, состоит из начальника караула, который возглавляет дежурный караул, и дежурного караула, состоящего из ...

Понятие «конфликт» в тезаурусе
Известно, что выработанные обществом значения слов, усваиваясь, приобретают новую жизнь в сознании каждого человека. Исследования психологов свидетельствуют о том, что человек активно структурирует мир, создавая свой тезаурус и тем самым собственную проекцию этого мира. Восприятие партнеров по конфликту характеризуется особенностями их ...