RSS Feed

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Выше, мы рассмотрели основные базисные категории сенсорного развития детей и убедились, в том, что оно является важным компонентом развития дошкольника. Далее мы рассмотрим, как происходит сенсорное развитие у детей дошкольного возраста.

На первых этапах развития, восприятие предметно и ребёнок еще не отделяет его свойства, персептивные действия примитивны и сразу переходят в исполнительские действия – захватывание, бросание, манипулирование. Поэтому образ предмета, который формируется у ребёнка, очень приблизительно отражает предмет, он не расчленен, то есть не выделяются отдельные свойства, детали, части, особенности предмета, ребёнок путает предметы, может не узнать знакомый предмет, если его повернуть или показать только его часть.

В дальнейшем развитии ребёнок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему выделять свойства предметов, количество таких обследовательских действий увеличивается при действии с предметами. Ребёнок начинает разглядывать предметы, ощупывать их руками, сначала всей кистью, а затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях. Взрослый обучает ребёнка таким перцептивными действиям, как прикладывание предметов друг к другу для сравнения, наложение, измерение. Благодаря разнообразным перцептивными действиям образ предмета становится дифференцированным, то есть в нём выделяются: детали, части, особенности предмета. Образ более приближен к реальному предмету. Представление о предмете, обогащается названием его свойств, информацией о назначении предмета, возможными разновидностями предмета и другими сведениями [1, с. 10].

Одно из первых понятий, с которым знакомится ребёнок, и которое он должен усвоить, это понятие «такой же» (подобный). Понятие идентичности, похожести есть база всякого сравнения, всякой организованной мысли. Значение этого понятия первоначально раскрывается при обучении различению цветов [6].

У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий, систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребёнок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребёнок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие сложные действия помогают формировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, когда образ называют системным, ребёнок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент сознания. Восприятие становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно, персептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Ребёнок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличие и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких, как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие. Тогда ребёнок готов к обучению в школе [1].

Учёными была проделана работа с целью выявления у детей возможности различать предметы по цвету. Занятия проводились с двадцатидневными детьми, которые умели следить за передвигающимися предметами. Над ребёнком, лежащим на спине, помещалась погремушка красного цвета и приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Время рассматривания погремушки фиксировалось. Эта игрушка находилась перед ребёнком в течение трёх дней, затем заменялась точно такой же по форме и насыщенности цвета, но другого оттенка. Время рассматривания новой погремушки опять фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривают её от 5 до 15 минут. Постепенно они всё меньше времени задерживают на ней взгляд, а на третий день её не замечают, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку вращает, качает. При замене знакомой красной игрушки новой другого оттенка дети снова начинают подолгу её рассматривать — от 5 до 7 мин. Это позволяет сделать вывод о способности маленьких детей уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов разного цвета [10].

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма, величина) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Человечество широко использует их, о чём свидетельствуют названия цветовых тонов: морковный, лимонный, сиреневый, вишневый и другие.

Страницы: 1 2 3


Переход к экспериментальным исследованиям.
Как уже говорилось, соционическая теория поставила сразу слишком много серьёзных вопросов. Небольшая группа исследователей была способна лишь «нащупать» пути к их решению, но не решить. Поэтому с начала 1990-х гг. началось разделение соционической теории на ряд связанных друг с другом проблем и предположений, каждое из которых требовало ...

Психологические особенности отношений детей с задержкой психического развития
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эм ...

Описание программы тренинга
Занятие 1 Упражнение 1 « Знакомство с целями тренинга» 1) Время выполнения 20 минут 2) Цель упражнения: Знакомство с целями тренинга 3) Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Полина, сейчас я познакомлю вас с целями нашего тренинга. 4) Ход упражнения: Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга. 5) Вопросы для обс ...