RSS Feed

Профессиональная пригодность

Психология » Основы психологии труда » Профессиональная пригодность

Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:

1. при отборе кадров

2. при выборе профессии

3. при обучении какой-либо профессии

Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.

Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).

Профпригодность обусловлена:

* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).

В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.

При определении профпригодности применяют:

тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.

При определении профпригодности следует знать следующее:

1) требования профессии

2) показатели пригодности

3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации

4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.

Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.

Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.

Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.

(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).

Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:

а) гражданские качества (моральный облик человека)

б) отношение к труду, профессии

в) дееспособность (физическая и умственная)

г) единичные, частные, специальные способности

д) навыки, привычки, знания, опыт.


Содержание программы развития внимания
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем. Структура занятия: – психогимнастика, – игра на развитие слухового восприятия и внимания, – игра на развитие зрительного восприятия и внимания, – игры на развитие моторно-двигательного внимание и ...

Психологические особенности развития синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога
Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. Тема профессионального здоровья относится к числу первоочередных в общем перечне научных задач, поставленных перед психологией здоровья. Пребывание в профессии составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни челове ...

Социализация личности в организации. Адаптация персонала
Процесс адаптации персонала начинается с его ориентации. Это деятельность посвященная введению новых работников в курс их новых задач на новом рабочем месте, ознакомлению с организацией, руководителями и рабочими группами. Ориентация представляет собой процесс приема нового сотрудника и обеспечение его базовой информацией, необходимой ...