RSS Feed

Профессиональная пригодность

Психология » Основы психологии труда » Профессиональная пригодность

Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:

1. при отборе кадров

2. при выборе профессии

3. при обучении какой-либо профессии

Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.

Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).

Профпригодность обусловлена:

* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).

В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.

При определении профпригодности применяют:

тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.

При определении профпригодности следует знать следующее:

1) требования профессии

2) показатели пригодности

3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации

4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.

Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.

Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.

Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.

(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).

Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:

а) гражданские качества (моральный облик человека)

б) отношение к труду, профессии

в) дееспособность (физическая и умственная)

г) единичные, частные, специальные способности

д) навыки, привычки, знания, опыт.


Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления
Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но ...

Ухаживание, дружба и любовь
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, ...

Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса . Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода – человек, его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сер ...