RSS Feed

Введение

Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского [3,4] по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.

А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман [2,19] в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения, так же придается особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой [18] в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.

Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим в работах К.Н. Поливановой[14]. Особенно значимым в аспекте интересующей нас проблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей в семье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения».

На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович [1] было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева [9] о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствие неправильного воспитания.

Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не является необходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.

Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Наблюдается противоречие между необходимостью научного подхода к воспитанию детей во время данного кризиса и отсутствием соответствующей квалификации и методов воспитания у родителей.

Цель настоящей работы – исследовать симптомы кризиса у современных первоклассников и предложить родителям наиболее рациональные методы воспитания.

Для достижения вышеназванной цели были поставлены следующие задачи:

Исследовать литературу по теме кризиса 7 лет.

Провести исследование симптомов кризиса у современных семилетних детей.

Предложить оптимальные методы воспитания, которые помогут не только сгладить негативные симптомы кризиса, но и заложить в ребенке основу для формирования личности.


Теоретическая основа тренинга снижения предэкзаменационной тревожностию Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...

Методы психологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, ...

Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением
Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков ...