Введение
Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского [3,4] по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман [2,19] в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения, так же придается особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой [18] в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.
Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим в работах К.Н. Поливановой[14]. Особенно значимым в аспекте интересующей нас проблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей в семье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения».
На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович [1] было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева [9] о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствие неправильного воспитания.
Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не является необходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.
Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Наблюдается противоречие между необходимостью научного подхода к воспитанию детей во время данного кризиса и отсутствием соответствующей квалификации и методов воспитания у родителей.
Цель настоящей работы – исследовать симптомы кризиса у современных первоклассников и предложить родителям наиболее рациональные методы воспитания.
Для достижения вышеназванной цели были поставлены следующие задачи:
Исследовать литературу по теме кризиса 7 лет.
Провести исследование симптомов кризиса у современных семилетних детей.
Предложить оптимальные методы воспитания, которые помогут не только сгладить негативные симптомы кризиса, но и заложить в ребенке основу для формирования личности.
Проявление кризиса в
поведении ребенка
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выра ...
Исследование симптомов кризиса современных
первоклассников
Для исследования проявления особенностей кризиса 7 лет у современных детей была использована анкета для родителей Куличковской Елены Владимировны [18], (педагог-психолог высшей квалификационной категории). Анкета направлена на выявление уровня социализации школьника.
Анкетирование проводилось в трех разных школах: в школе с традиционны ...
Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы,
детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть кот ...