Введение
Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского [3,4] по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман [2,19] в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения, так же придается особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой [18] в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.
Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим в работах К.Н. Поливановой[14]. Особенно значимым в аспекте интересующей нас проблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей в семье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения».
На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович [1] было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева [9] о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствие неправильного воспитания.
Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не является необходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.
Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Наблюдается противоречие между необходимостью научного подхода к воспитанию детей во время данного кризиса и отсутствием соответствующей квалификации и методов воспитания у родителей.
Цель настоящей работы – исследовать симптомы кризиса у современных первоклассников и предложить родителям наиболее рациональные методы воспитания.
Для достижения вышеназванной цели были поставлены следующие задачи:
Исследовать литературу по теме кризиса 7 лет.
Провести исследование симптомов кризиса у современных семилетних детей.
Предложить оптимальные методы воспитания, которые помогут не только сгладить негативные симптомы кризиса, но и заложить в ребенке основу для формирования личности.
День 1
В 2:30 заключенные были разбужены резким звонком на свою первую "поверку". Первоначальной целью поверок являлось ознакомление заключенных со своими номерами. Первая поверка прошла за 10 минут, заключенные не восприняли её серьезно, шутили. Охранники тоже ещё не вошли в роль и не знали, как им проявлять свою власть. Однако, по ...
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей
Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100 % наблюдений при аутизме резко отстает в своем формировании – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакци ...
Понятие об ощущении и восприятии
Ощущение
- отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и в ...