Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.Страница 1
Проблема личности – одна из центральных проблем общества, и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к жизни и труду в условиях современной цивилизации, демократии и общечеловеческих ценностей, уважающей права и свободы человека, и тем, что могут правильно пользоваться своими знаниями, любовью к России, окружающей природе, семье и др. Это главные цели всей системы работы с персоналом юридических органов.
В многообразии индивидуальных особенностей личности важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии.
Способности юриста - это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.
Наблюдательность (обстановочная и психологическая) относится к специально-юридическим способностям - особым качествам, которые определяются спецификой юридического труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других.
Наблюдательность – это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в т.ч. и малозаметные, свойства предметов и явлений. Она предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Развитие наблюдательности - важная задача формирования познавательной установки и адекватного восприятия действительности.
Самый доступный и наиболее широко применимый путь получения психологической информации о человеке, представляющем профессиональный интерес для работника юридического органа, - путь наблюдения за ним, наблюдения со стороны, при разговоре, при профессиональном контакте. Это реализуемо при психологическом наблюдении - особом психологическом действии, которым работнику-профессионалу юридического дела следует владеть.
Психологическое наблюдение - особое психологическое действие, обслуживающее решение правоохранительных задач и предназначенное для изучения психологических особенностей людей, с которыми профессионалу юридических органов приходится иметь дело. Его значимость - в широкой доступности и оперативности (возможности быстро получить хоть какую-то информацию о человеке и его психологии). Все зависит практически от самого работника, его желания и его профессионализма. Психологическое наблюдение реализуется с помощью специальных психологических приемов, отвечающих его назначению, и конкретизирующих их правил. Упрощением бы было связывать его успех только с некоторой техникой работы. Его реализация требует наличия у профессионала особой устойчивой внутренней установки на психологическое наблюдение, наличия определенных психологических знаний, а также повышенной психологической чувствительности (чувствительности к внешним проявлениям психологии человека). Все эти компоненты взаимосвязаны. Само применение приемов психологического наблюдения нуждается в актуальной установке, в желании и стремлении профессионала использовать их. Обратная зависимость - практика использования приемов развивает и укрепляет установку и психологическую чувствительность, возникает профессиональная привычка, формируются соответствующие навыки и умения, накапливается опыт, совершенствуются знания.
Психологическое наблюдение дает информацию о человеке, но переоценивать ее достоверность не следует. Человек как объект психологического наблюдения весьма сложен и неоднозначен. Многое в нем содержит психологическую информацию: как вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека. Его значения вероятностны и, тем не менее, профессионалу следует понимать их. Этот язык скажет профессионалу больше, чем человек сам о себе. Есть граждане-"артисты", пытающиеся маскировать свои действительные мысли, отношения, качества, состояния, что, конечно, в известной мере затрудняет понимание языка внешних проявлений, прочтение последних. Однако подлинный профессионал достаточно уверенно отличит наигранное от действительного, искреннее от лживого. Дело в том, что "артист" живет двойной внутренней жизнью: демонстрируемой, рассчитанной на показ, и действительной,"для внутреннего пользования". Постоянные переходы от одной к другой в процессе общения так или иначе обнаруживают это раздвоение в многочисленных признаках противоречивости. Даже если профессионалу не удается составить отчетливого психологического портрета человека, то по результатам психологического наблюдения у него возникают неудовлетворенность, предположения, подозрения, побуждающие его к дополнительным проверкам и в конечном счете – установлению истины.
Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к средствам
отображения информации
ИП требования – это требования СЧМС, определённые характеристиками человека и установленные для обеспечения его эффективности и безопасности деятельности.
Требования:
1) общий объём отображения (очень большой объём вызывает недопустимые затраты времени оператора на подготовку решения)
2) оперативный объём отображения (число тех элеме ...
Экспериментальное исследование методом анкетирования
В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.
Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.
В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы с ...
Описание программы тренинга
Занятие 1
Упражнение 1 «
Знакомство с целями тренинга»
1) Время выполнения 20 минут
2) Цель упражнения: Знакомство с целями тренинга
3) Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Полина, сейчас я познакомлю вас с целями нашего тренинга.
4) Ход упражнения: Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга.
5) Вопросы для обс ...