Психологическая готовность к деятельности
Готовность – это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.
Готовность к тому или другому виду деятельности – это целенаправленное выражение личностью убеждений, взглядов, отношений, мотивов, чувств, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений, установок, настроенность на определенное поведение.
Выделяют общую и ситуативную готовность.
Общая готовность – представляет собой ранее приобретенные установки, умения, опыт, качества и мотивы деятельности. На ее основе возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.
Ситуативная готовность – это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Ее возникновение и оформление определяется пониманием задачи, осознанием ответственности, желанием добиться успеха, установление порядка предстоящей работы и т.д.
Будучи целостными образованиями общая и ситуативная готовность включают следующие компоненты:
1) мотивационный – потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, желание добиться успеха и показать себя с лучшей стороны
2) познавательный – понимание обязанностей задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения целей, представление вероятных изменений обстановки
3) эмоциональный – чувство ответственности, уверенность в успехе
4) волевой – управление собой, мобилизация сил, сосредоточение на задаче отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений и боязни
Указанные устойчивые и ситуационные слагаемые определяют эффективность деятельности.
Готовность к деятельности определяет эффективность процесса адаптации, с другой стороны адаптация повышает готовность человека к деятельности.
Связь мышечной и психической релаксации
Всем известно, что психическое состояние во многом определяет наши физические силы, и наоборот: физические возможности оказывают влияние на состояние психики. Меньший круг людей знает о том, что вследствие функционирования так называемых обратных связей, существующих в живых системах, физические действия могут впрямую определять качеств ...
Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация
способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность (приобретения ЗУН). А приобретение ЗУН зависит от множества условий. Способности – э ...
Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А.Р. Лурия). С его помощью исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Напри ...