RSS Feed

Доверие как фактор, способствующий формированию социального капитала социального капитала
Страница 1

Психология » Взаимосвязь социального капитала и мотивации сотрудников международной организации » Доверие как фактор, способствующий формированию социального капитала социального капитала

В качестве референта социального капитала мы будем использовать межличностное и организационное доверие сотрудников.

Концепция социального капитала основана на понятии доверия (Ланцман, 2007). Люди доверяют свои вклады банкам, банки инвестируют деятельность промышленных компаний и транснациональных корпораций, которые создают новые рабочие места, рабочий доверяет своему работодателю, а тот обязуется выплачивать своему работнику соответствующую заработную плату. Можно с уверенностью сказать, что без доверия немыслимо развитие общества с его отработанными экономическими механизмами.

Доверие дает возможность сотрудничать, понимать друг друга, включает в себя устойчивые формы политического, социального, экономического, межнационального равновесия и порядка, т.е. выполняет стратегическую и рациональную, прагматическую роль.

На основе этико-философского анализа категории доверия можно выделить четыре наиболее существенных стороны данного феномена:

1) доверие рассматривается как нравственные отношения между людьми;

2) также в доверии выделяется и рассматривается момент знания друг друга;

3) акт доверия характеризуется как добровольное, ненасильственное проявление;

4) доверие реализуется как передача интимных мыслей и чувств.

При анализе природы доверия, главным образом, с позиций экономических и правовых отношений, многими исследователями делается вывод, что экономическая отсталость – это, наряду с другими факторами, результат недостатка взаимного доверия в обществе или организации.

Дефицит доверия выступает тормозом социальных и экономических преобразований современного российского общества. В этих условиях необходимость исследований потенциала доверия, как механизма социальной интеграции в отдельных организациях и в обществе в целом, приобретает особую важность.

Механизм доверия в экономике так или иначе основывается на психологии доверия каждого индивидуума и группы людей, что вызывает необходимость более полного познания природы доверия как психологической категории.

Доверие как психологическое состояние личности может возникать при слиянии воедино ряда факторов: интересов данного человека, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т.д. Доверие возникает, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам, которые во многом зависят от его социального положения в обществе. Другими словами, чем выше его социальный статус и больше перспектив для самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам [9].

Доверие как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Любое новое явление исследуется человеком на основе проб и ошибок и в случае отрицательного воздействия на индивидуума может быть отвергнуто с последующим закреплением реакции недоверия к данному явлению, даже если это отрицательное действие было случайным. Любой отрицательный опыт может закрепиться в сознании людей, вызывая повторяющееся отрицание и устойчивое недоверие.

Повышение уровня доверия в организациях зависит от создания условий для положительного решения ключевых вопросов качества трудовой жизни, под которым понимается определенная совокупность потребностей работника и степень их удовлетворения. Ниже приводятся показатели качества трудовой жизни, опубликованные исследовательским «Институтом труда Америки».

1. Справедливая заработная плата – равная плата за равный труд, справедливо обоснованная дифференциация оплаты труда. Следовательно, рекомендовано учитывать уровень индивидуальной ответственности за результаты общего труда, предусматривать дополнительное вознаграждение за длительный стаж работы в компании.

2. Существует программа дополнительных выплат – выплаты работнику и его семье в случае болезни, а также оплачиваемое время отдыха в связи с праздниками, отпусками, оплачиваемые отпуска для получения образования.

3. Условия безопасности труда и охрана здоровья. Сюда можно отнести установление нормальной продолжительности рабочего дня, пенсионного возраста и другие факторы, определяющие социальные права работников.

4. Гарантия занятости – обеспечение непрерывности трудового стажа и уверенности работника в своем будущем. Исходя из этого предпринимателям рекомендуется брать на себя часть расходов, которые возникают в связи с вынужденной сменой места работы (дополнительное профессиональное обучение, переквалификация).

5. Развитие способностей работников – программы повышения общеобразовательного и профессионального уровня, переподготовки, самореализации личности.

Страницы: 1 2


Направленность и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективах
В процессе взаимодействия спортсмена с товарищами формируется и его отношение к своим обязанностям, которое проявляется в таких нравственных категориях, как долг, совесть, честь, и непосредственно связано с его активностью в преодолении препятствий различной степени сложности в достижении общественно значимых целей. Как правило, поставл ...

Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.
В последние годы западная психология как бы вновь открывает для себя проблему воли, о чем свидетельствуют высказывания и работы видных психологов. Первым научным экспериментальным исследованием воли была работа Н. Аха (1905), хотя он сам говорил о своих предшественниках Е. Кольмоттере и К. Ригере. Н. Ах предложил метод «систематического ...

Общение и деятельность
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, будь то игра, учебе или труд. Вначале развития ребенка общение является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение. Потребность младенца в общен ...