Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
" Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием".[5, стр.226]
В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании нервных основных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков.
Однако надо учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследований отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях.
Однако определяют готовность ребенка к обучению в первую очередь его психические особенности. Советские психологи выделяют ряд направлений в подготовке детей к новой школьной жизни.
Общая готовность к школе складывается из следующих компонентов: физическая, умственная, эмоционально – волевая, мотивационная, готовность в сфере общения.
Физическая готовность включает в себя работоспособность, т.е. экономно расходовать свою энергию, подготовка к урокам физической культуры, подготовка руки ребенка к письму.
Умственная готовность ребенка к школе включает в себя осведомленность о внешнем мире (кругозор), наличие специальных знаний в области математики, языка и т.д., должный уровень развития познавательных процессов; школьная зрелость, которая обеспечивает хорошую успеваемость.
Мотивационная готовность – это положительное отношение ребенка к школе, к обучению, как серьезной необходимой деятельности.
Эмоционально – волевая готовность заключается в наличии предпосылок произвольного поведения, способности приложить усилие к достижению цели, владении определенными правилами поведения, адекватном отношении к трудностям и оценке взрослых и сверстников.
Готовность в сфере общения выражается в умении строить отношения со сверстниками и взрослыми.[4]
Общение и деятельность
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, будь то игра, учебе или труд. Вначале развития ребенка общение является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение. Потребность младенца в общен ...
Понятия и причины наркомании и токсикомании
Наркомания — это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.
Токсикомания — злоупотребление теми веществами, которые не входят в с ...
Стресс
Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма (устойчивости организма, невосприимчивости к каким-либо факторам внешнего воздействия), появляются соматовегетативные сд ...