RSS Feed

Эмпирическое исследование жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Программа исследования

Психология » Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей » Эмпирическое исследование жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Программа исследования

Исследование проводилось в феврале-марте 2010 года

Цель

изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей.

Эмпирическим объектом

являются подростки и юноши .

Предметом

исследования является степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.

В качестве гипотезы

исследования выступило предположение о том, что существуют различия в уровне агрессивности и жестокости подростков и юношей.

Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи:

1. Составление программы эмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности современных подростков и юношей.

2. Проведение эмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.

3. Анализ и обобщение полученных результатов в ходе исследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.

Базой эмпирического исследования

явилась школа № 39 г. Воронежа. Выборку исследования составили учащиеся 8-го «А» и 11-го «В» классов в количестве 40 человек.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован следующие психодиагностические методики.

1. Опросник Басса- Дарки.

2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко

Полученные в ходе исследования данные обрабатывались в несколько этапов:

- анализировались данные по методикам направленным на диагностику агрессивности и жестокости, сопоставлялись результаты полученные в группе подростков и в группе юношей;

- определялись различия по исследуемым критериям у между подростками и старшеклассниками;

- определялась матиматико- статистическая достоверность выявленных различий; формулировались выводы

Описание методик

1. Опросник Басса- Дарки.

Басс разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: " .реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Методика также позволяет определить индекс враждебности, который включает в себя 5 и 6 шкалу, и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), который включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение 1)


Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный эксперимент)
Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же н ...

Типы акцентуаций личности
Демонстративный — развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности. Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотло ...

Экспериментальные исследования межличностных отношений детей с ЗПР. Выбор методик. Описание исследуемых групп
Для изучения широкого круга межличностных отношений школьников с ЗПР был использован адаптированный вариант проективной методики Р. Жиля (К. ЛИ), ранее примененный в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева, 1978). Наглядно-действенный характер ответов, возможность использования вербальных задан ...