Исследование взаимосвязи личностных характеристик
ранней юности и ее представлений о времени. Цели, задачи, гипотеза и методы исследованияСтраница 1
Целью исследования
является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.
Объект исследования
– личностные особенности в ранней юности.
Предмет исследования
– временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.
Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психологопедагогической работы.
Нами были выдвинуты частные гипотезы
:
- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;
- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;
- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи
:
1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.
2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности
3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.
4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.
5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.
Процедура исследования включала следующие методики:
1. Диагностика самооценки - по методике Дембо-Рубинштейн.
2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики - многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.
3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе - методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.
Исследование проведено с учащимися десятых классов средней школы №20 г. Тулы. Средний возраст исследуемых 15,5 лет. Всего в исследовании приняло участие 50 человек. Время проведения исследования октябрь-декабрь 2003 г.
Эмпирическое исследование было разбито на три этапа: предварительная диагностика самооценки и зависимости; диагностика интеллектуального уровня; выявления содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе.
Диагностика самооценки проводилась по методике Дембо-Рубинштейн в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные от 0 до 30 баллов, средней – от 31 до 60 баллов, высокой – более 61 балла.
Диагностика зависимости и интеллектуального уровня измерялись при помощи методики многофакторного исследования личности Р.Кеттела (№187).
При диагностике при помощи теста Кеттелла рассматривался фактор В - интеллект, измеряемый в стенах от 0 до 10, был также переведен в проценты, в результате измерений были выделены три группы: в качестве минимальной оценки брались результаты, выраженные от 0 до 30 %; в качестве средней независимости – от 31 до 60 %; в качестве максимальной – более 61 %.
Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе использовалась методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника, модифицированная для раннего юношеского возраста. Ситуативная каузометрия включает в себя ряд методических процедур, одни из которых общи с традиционной каузометрией, а другие специфичны.
Испытуемым был предложен так называемый «циклический тест времени», предполагающий изображение с помощью трех кругов представления о времени испытуемого. Помимо поверхностного описания структуры временных представлений личности, этот тест выполняет разминочную функцию: вводит человека в ситуацию исследования.
Следующим этапом стало формирование списка событий, которое начинается с детального объяснения значения понятия «событие». В исследовании список состоял из 15 событий, причем опрашиваемому предлагалось сначала 5 пронумерованных карточек (№ 1-5), на которых он пишет названия события в той последовательности, в которой они приходят ему в голову. Затем предлагаются следующие 5 карточек (№ 6-10), а затем еще 5 (№ 11-15).
Выводы
1. Анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению.
2. У большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей ...
Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функцио ...
Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
В зарубежной психологии синдром эмоционального «выгорания» исследуется довольно давно. В отечественной психологии интерес к данному явлению возник относительно недавно. Многие психологи даже не слышали о таком феномене, и не имеют ни какого представления о нем.
Существуют различные определения «выгорания». В наиболее общем виде это явл ...