Результаты исследования и выводы
Из 23 полученных рисунков 7 (30%) имели изображение оружия ближнего боя, 11 (48%) – оружия дальнего боя и 5 (22%) рисунков – оружия дальнего боя массового поражения. В результате это позволило разделить всю выборку испытуемых на 3 подгруппы в соответствии с изображенным оружием. Далее в каждую подгруппу были включены индексы враждебности и агрессивности испытуемых, полученные благодаря опроснику Басса и Дарки. Полученные результаты отображены в Таблице 1 (Приложение 1).
Затем были вычислены средние значения индексов враждебности и агрессивности в каждой подгруппе. Средние значения отображены в Таблице 2 (Приложение 2).
Как видно из Таблицы 2, самые высокие показатели индексов агрессивности и враждебности находятся в подгруппе, изобразившей оружие массового поражения. Для наглядности соотношение индексов и оружия можно отобразить в виде диаграммы 1 (Приложение 2).
В соответствии с ключом опросника Басса и Дарки и учетом нормы индексов можно сказать, что уровень враждебности является завышенным во всех трех подгруппах. Причем, индекс враждебности в подгруппе, изобразившей оружие ближнего боя является выше индекса в подгруппе, изобразившей оружие дальнего боя, а это противоречит предположениям, включенным в исследовательскую гипотезу.
Как говорилось выше, самые высокие показатели индексов зафиксированы в подгруппе 2 (дальний Масс.). Индекс агрессивности в норме во всех подгруппах (в соответствии с ключом), но во второй он находится на верхней границе нормы.
Индекс агрессивности повышается в зависимости от изображенного оружия. Самый низкий показатель (18,6) в подгруппе 3 (ближний бой), затем в подгруппе 1 (21,7), которая изобразила оружие дальнего боя и самый высокий (24,8) – подгруппа 2. Следовательно, можно сделать вывод, что вид изображенного оружия и индекс агрессивности имеют соотношение между собой.
В настоящем исследовании индекс агрессивности является осознаваемым, вербальным показателем, так как методика Басса и Дарки, направленная на вычисление этого уровня, предполагает некое вербализованное включение испытуемого в анализ собственного поведения. Методика проективного рисунка “Если бы я был(а) оружием, то каким” напротив является здесь показателем невербальным и, по большей части, неосознанным. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что индекс враждебности ни как не соотносится с типом изображенного оружия. Индекс агрессивности же как раз имеет искомое соотношение с типом оружия. Таким образом, гипотеза исследования о том, что осознаваемый уровень агрессивности соотносится с неосознаваемым уровнем, считается подтвержденной. Следовательно, можно предположить, что изображение оружия дальнего боя и оружия массового поражения является показателем повышенного уровня осознанной агрессивности.
Функции и виды речи
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.
Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абс ...
Изучение детского фольклора как способа разрешения конфликтов у детей. Изучение причин возникновения конфликтов при
несформированности игровой деятельности
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1
Дата 23.09.06
Время 12.03. – 12.12.
Цель: выявить причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
Ход наблюдения.
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько девочек (Лиза Т., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в прятки и спорят, кто будет в ...
Общение и деятельность
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, будь то игра, учебе или труд. Вначале развития ребенка общение является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение. Потребность младенца в общен ...