RSS Feed

Результаты исследования и выводы

Из 23 полученных рисунков 7 (30%) имели изображение оружия ближнего боя, 11 (48%) – оружия дальнего боя и 5 (22%) рисунков – оружия дальнего боя массового поражения. В результате это позволило разделить всю выборку испытуемых на 3 подгруппы в соответствии с изображенным оружием. Далее в каждую подгруппу были включены индексы враждебности и агрессивности испытуемых, полученные благодаря опроснику Басса и Дарки. Полученные результаты отображены в Таблице 1 (Приложение 1).

Затем были вычислены средние значения индексов враждебности и агрессивности в каждой подгруппе. Средние значения отображены в Таблице 2 (Приложение 2).

Как видно из Таблицы 2, самые высокие показатели индексов агрессивности и враждебности находятся в подгруппе, изобразившей оружие массового поражения. Для наглядности соотношение индексов и оружия можно отобразить в виде диаграммы 1 (Приложение 2).

В соответствии с ключом опросника Басса и Дарки и учетом нормы индексов можно сказать, что уровень враждебности является завышенным во всех трех подгруппах. Причем, индекс враждебности в подгруппе, изобразившей оружие ближнего боя является выше индекса в подгруппе, изобразившей оружие дальнего боя, а это противоречит предположениям, включенным в исследовательскую гипотезу.

Как говорилось выше, самые высокие показатели индексов зафиксированы в подгруппе 2 (дальний Масс.). Индекс агрессивности в норме во всех подгруппах (в соответствии с ключом), но во второй он находится на верхней границе нормы.

Индекс агрессивности повышается в зависимости от изображенного оружия. Самый низкий показатель (18,6) в подгруппе 3 (ближний бой), затем в подгруппе 1 (21,7), которая изобразила оружие дальнего боя и самый высокий (24,8) – подгруппа 2. Следовательно, можно сделать вывод, что вид изображенного оружия и индекс агрессивности имеют соотношение между собой.

В настоящем исследовании индекс агрессивности является осознаваемым, вербальным показателем, так как методика Басса и Дарки, направленная на вычисление этого уровня, предполагает некое вербализованное включение испытуемого в анализ собственного поведения. Методика проективного рисунка “Если бы я был(а) оружием, то каким” напротив является здесь показателем невербальным и, по большей части, неосознанным. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что индекс враждебности ни как не соотносится с типом изображенного оружия. Индекс агрессивности же как раз имеет искомое соотношение с типом оружия. Таким образом, гипотеза исследования о том, что осознаваемый уровень агрессивности соотносится с неосознаваемым уровнем, считается подтвержденной. Следовательно, можно предположить, что изображение оружия дальнего боя и оружия массового поражения является показателем повышенного уровня осознанной агрессивности.


Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой ...

Организация и организационное поведение
Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация. Поэтому, на мой взгляд, необходимо уделить некоторое внимание понятию «организация» и ее особенностям, влияющим на поведение работников. Сегодня под организацией понимается сознательно координируемое образование с определенным ...

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим не только ...