Описание методов исследованияСтраница 1
Опросник «Ответственность»
Для оценки выраженности ответственности был использован опросник «Ответственность», разработанный В.П. Прядеиным.
Опросник состоит из 12 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 7-бальной шкале, и направлен на изучение выраженности ответственности.
Процедура проведения: испытуемым были выдан текст опросника с инструкцией и лист ответов. Время выполнения не регламентировалось.
Обработка результатов. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом и оценивались следующим образом:
Сумма баллов от 60 до 84 свидетельствует об ответственности испытуемых, от 37 до 59 – о наличии ситуативной ответственности, от 12 до 36 – о безответственности.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)
Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Нами был использован третий вариант.
Опросник прошел проверку на надежность и валидность. Опросник ВРР показал хорошие диагностические и прогностические возможности во многих исследованиях.
Процедура проведения: испытуемым были выдан текст опросника и лист ответов, зачитывалась инструкция. Время выполнения не регламентировалось.
Обработка результатов. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом по следующим 10 шкалам:
1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2-я шкала: мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция—эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение—принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
Анализ результатов исследования
Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей
Выбор основного цвета при назывании его взрослым
Называние основного цвета
Выбор дополнительного цвета при называн ...
Ресурсы поддержки
Обычно доступными источниками поддержки являются:
семья
друзья
коллеги по работе
священнослужитель
кризисные центры
медицинские работники.
Как следует использовать имеющиеся ресурсы?
Вначале желательно получить у суицидального пациента разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы, а затем связаться с ними.
Даже есл ...
Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека ...