Направленность и пути формирования
мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективахСтраница 1
В процессе взаимодействия спортсмена с товарищами формируется и его отношение к своим обязанностям, которое проявляется в таких нравственных категориях, как долг, совесть, честь, и непосредственно связано с его активностью в преодолении препятствий различной степени сложности в достижении общественно значимых целей. Как правило, поставленная перед спортсменами цель имеет объективную общественно значимую ценность.
Основная цель члена команды - активно готовиться к соревнованиям, олимпийским играм, приумножать славу отечественного спорта.
Примет ли каждый спортсмен эту цель, станет ли она для него внутренним побуждением, реально действующим мотивом - в этом заключается самое существенное для формирования единства взглядов, мнений, представлений и сплочения спортсменов в единый коллектив.
Сложность изучения мотивов очевидна, поскольку они образуют тот интимный мир человека, который скрыт от посторонних взглядов, а порой ускользает и от самоанализа. К тому же мотивы могут быть столь тесно связаны между собой, что порой трудно выделить из них доминирующие. Влияние же тех или иных мотивов на результат деятельности спортсмена весьма существенно.
Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что всегда важно знать ради чего та или иная личность что-то делает. Он писал: "Существует общий психологический закон: каков главный мотив деятельности, таков и личностный смысл, который приобретают для человека его действия, реализующие данную деятельность, их цели, условия. Иначе говоря, чтобы выяснить личностный смысл для человека тех или иных явлений и его собственных действий, нужно знать мотивы его деятельности".
Поэтому усвоение основных мотивов спортивной деятельности, ее социального смысла и значимости всегда должно преломляться через конкретные интересы данной личности. Наиболее последовательно эти методологические принципы реализуются в концепции одного из ведущих отечественных психологов - П.Я. Гальперина. Главное содержание этой концепции, носящей название теории планомерного поэтапного формирования, составляет описание, с одной стороны, последовательности этапов, которые закономерно проходят через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а с другой - тех условий, которые необходимо обеспечить для получения действия с заранее намеченными, заданными свойствами. Тем самым эта теория не только дает возможность найти конкретные способы психологического воздействия на человека, но и позволяет активно, целенаправленно и планомерно формировать его сознание.
Исходной, методологической позицией, позволяющей достичь решения поставленной проблемы, являются материалистическое учение о человеческом сознании (его генезисе и сущности) и оформившиеся на базе этого учения основные принципы отечественной психологии.
Как подчеркивают основные положения материалистической теории отражения, в психике отражается объективный мир и человек в своей деятельности руководствуется этим отражением, то есть субъективным образом объективного мира.
Это прежде всего означает, что он ориентируется в той ситуации, которая открывается в психическом отражении, намечает план действия, необходимый для достижения поставленной цели, и т.п. В этом, по мнению ведущих отечественных психологов, и заключается функциональное предназначение психики.
Таким образом, психика - это особая форма деятельности субъекта. Особая потому, что деятельность совершается в плане образов, умственно, идеально. Это так называемая ориентировочная деятельность. В основе ее формирования, в отличие от идеалистического понимания психического как изначально внутреннего, лежит социальная природа законов психики. Эта социальная природа законов определяет единство психической и внешней деятельности, которое заключается в том, что психика:
- проявляется во внешней деятельности человека;
- формируется в этой деятельности;
- является ее преобразованием.
Такое понимание психики логично вытекает из материалистического понимания ее как вторичного по отношению к бытию, в основе которого, как указывал К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе", лежит чувственно-предметная деятельность людей. Поэтому первичным для психической деятельности выступает внешняя, материальная, деятельность.
Отсюда следуют весьма важные практические выводы. Раз психика как ориентировочная деятельность является преобразованием внешней, материальной деятельности, значит для формирования тех или иных психических качеств личности необходимо прежде всего сформировать эту внешнюю деятельность и обеспечить перенос ее в идеальный план.
Культура речи практического психолога
Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла.
Виды речи:
* внутренняя;
*внешняя: устная
письменная.
Профессиональное общение психолога:
* заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе
* подчеркнуть ценность и ...
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Под вниманием понимается направленность ...
Корни насилия.
Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом ...