Направленность и пути формирования
мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективахСтраница 2
В качестве основных компонентов ориентировочной деятельности можно назвать:
1. Мотивационную основу деятельности.
2. Образцы выполняемых действий.
3. Действия в плане образов (идеальные действия).
4. Психологические орудия (разного рода опосредования, знаки и т.п.), во многом определяющие возможности идеальных действий.
Структура этих компонентов позволяет довольно наглядно выделить самостоятельные предметы для различных направлений процесса формирования мотивационной основы спортивной деятельности.
Этот процесс весьма сложный, трудоемкий, продолжительный и требующий дальнейшей теоретической разработки. Мотивация деятельности человека может быть как связана с самой деятельностью (внутренние мотивы), так и выходить за ее пределы (внешние мотивы). В свою очередь внешние мотивы могут быть деловыми (награда или наказание по итогам выполненной деятельности) и состязательными (самоутверждение человека на основе успеха по сравнению с другими или с самим собой). Наиболее сильными по побудительному потенциалу являются внутренние мотивы.
Во время всей воспитательной и спортивной подготовки следует добиваться формирования внутренней мотивации. Однако в ходе соревнований ведущей мотивацией может быть не внутренняя, а внешняя. Эта мотивация будет определяться деятельностью самого высокого порядка: заботой о чести Родины, борьбой за достижение высоких спортивных результатов. Поэтому для формирования мотивационной основы спортивной деятельности ее необходимо рассматривать в очень широком аспекте.
Предметом процесса формирования общепсихологических качеств можно считать формирование таких компонентов ориентировочной деятельности, которые обеспечивают непосредственную ориентировку в выполняемых действиях (образы, идеальные действия и т.п.).
В процессе такого формирования необходимо прежде всего выделить, к какой деятельности следует готовить спортсмена, что он должен уметь делать в условиях спортивных соревнований и что для этого следует знать. По сути дела, должна быть составлена модель спортивной деятельности, записанная в виде предъявляемых к ней требований.
Далее необходимо приступить к созданию модели спортивной деятельности, записанной в виде ее операционного состава, и системы тех ориентировочных указаний, которые обеспечивают правильное ориентирование в каждом действии и его безошибочное выполнение. Эта модель, перенесенная из внешнего плана в умственный, явится, в сущности, внутренней, ориентировочной, деятельностью спортсмена в любых ситуациях.
Для обеспечения такого переноса соответствующим образом организуется внешняя деятельность. При этом моделируются или воспроизводятся в естественных условиях (если последнее возможно) те ситуации, которые могут возникнуть во время соревнований. В этих случаях, несмотря даже на то, что все условия спортивных поединков смоделировать практически невозможно, у спортсмена будет вырабатываться внутренняя готовность к встрече с новыми ситуациями, а также общий план ориентировки в этих ситуациях. Такого обобщения можно добиться лишь тогда, когда спортсмен еще в процессе учебно-тренировочных занятий будет встречаться с новыми условиями выполнения одного и того же действия.
Ю.Я. Киселев (1964) в соревнованиях по борьбе зарегистрировал около восьмисот, а в соревнованиях по тяжелой атлетике - около трехсот неожиданно возникающих препятствий. Полученные им данные позволили установить, что все разнообразные и многоплановые неожиданные препятствия вызываются объективными причинами и могут возникнуть как во время, так и до и после соревнований. Препятствия, неожиданно появляющиеся в соревновательной обстановке, успешно преодолеваются спортсменами, если в процессе тренировочных занятий они готовились к их преодолению.
Поэтому следует составить так называемую ситуативную модель спортивной деятельности. Составными частями такой модели должны быть соответствующие задачи, ситуации и т.п., в содержании которых спортсмен должен научиться быстро ориентироваться и уметь их разрешить. Эти ситуации должны разрабатываться заранее и создаваться или предъявляться на занятии совсем неожиданно.
Задача процесса формирования общепсихологических качеств сводится также не только к тому, чтобы сформировать у спортсменов познавательные способы ориентировки, но и научиться управлять ими, следовать им в процессе соревнования.
Практика ведущих тренеров нашей страны показывает, что четко и интересно организованные учебно-тренировочные занятия в сочетании со строгой требовательностью к своим ученикам помогают воспитывать у спортсменов стойкие положительные мотивы на преодоление самых разнообразных препятствий любой степени сложности.
Оценка интеллекта
В XIX в. было разработано большое количество психологических тестов, в которых определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Основным результатом этих тестов явился тот факт, что если у большинс ...
Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения. Понятие
и сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Кон И.С. выделяет две большие ...
Метод эксперимента. Структурно-аналитический метод
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Н ...