Направленность и пути формирования
мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективахСтраница 5
Правильно сориентировать интересы спортсменов, организовать их досуг в соревновательной обстановке, расширить их культурный кругозор - задача сложная.
Все это максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах спортивной деятельности. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой или системами ценностей) идентифицирует себя спортсмен, какова содержательная сторона этих ценностей: развитие или обогащение, созидание или разрушение, гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.
Одним из компонентов в решении этих задач является организация и управление самовоспитанием спортсменов.
Воспитательная работа должна содействовать выработке у спортсменов соответствующих убеждений. Понятие "убеждение" предполагает осознанную систему взглядов и представлений о деятельности, которая определяет поведение человека. Самые высокие понятия, глубокие знания и верные теоретические рассуждения, если они будут лишь формально зафиксированы в сознании спортсменов, но не проработаны ими, останутся мертвым грузом в их памяти, вместо того чтобы служить становлению взглядов и убеждений. Нельзя полагаться на то, что спортсмен, лишь услышав задание тренера, правильно его поймет и выполнит.
Резюмируя вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть, что формирование мотивации спортсменов сборных команд России - мощный резерв в их подготовке к чемпионатам, олимпийским играм. Этот фактор во многом зависит от тренера, стиля его руководства. В спортивной психологии стиль руководства спортивным коллективом определяется как система управленческих воздействий тренера на спортсменов, обусловленная спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями тренера со своими учениками и коллегами по работе, личностными особенностями спортсменов и тренеров, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств с учетом уровня сплоченности команды. Одно из таких управленческих средств - требовательность тренера.
Требовательность базируется на глубоком знании тренером специфики вида спорта, его патриотических чувствах, на морально-политическом единстве с учеником. Опираясь на теоретические разработки А.С. Макаренко и теорию деятельностного опосредования межличностных взаимоотношений отечественного психолога А.В. Петровского, можно выделить несколько этапов проявления требовательности в спортивном коллективе.
I этап, когда тренер предъявляет к спортсменам требования, пользуясь своим политическим авторитетом, как представитель государства, всего общества.
II этап, когда эти требования поддерживаются активом спортивного коллектива.
III этап, когда требования тренера и актива команды становятся единодушным мнением всех и спортсмены могут потребовать выполнения указаний тренера от каждого члена коллектива.
IV этап, когда спортсмен под влиянием требований коллектива начинает предъявлять общественные требования к самому себе. На этом этапе начинается самовоспитание личности спортсмена. Формируются органы самоуправления в спортивном коллективе.
Такой путь развития требований к личности и к коллективу А.С. Макаренко считал "основным путем в развитии коллектива". По его мнению, научить каждого воспитателя организовать работу коллектива можно, но нельзя делать ставку на одного, пусть даже талантливого воспитателя. Расчет на силы и способности одного человека грозит большой опасностью.
Воспитание спортсменов должно строиться в расчете не только на талант, но и на мастерство тренера, т.е. на действительное знание всего тренировочного и воспитательного процесса. Мастерство воспитателя - это специальность, которой можно научить так же, как учат врача, музыканта. Каждый тренер должен учиться мастерству воспитания и каждый может и должен стать мастером своего дела во имя нашего российского спорта!
Интерпретация результатов.
Таким образом, исследования показали, что наиболее частыми являются конфликты по поводу распределения ролей и из-за игрушек. Как видно из диаграммы 1 (см. приложение 1) наименьшее число конфликтов возникает по поводу участников игры и правильности и игровых действий.
Опрос детей на предмет знания различных элементов детской субкультуры ...
Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания.
Диагностика самосознания
Интроспективная y – наука о сознании. В основе И. психологии лежат представления связанные с развитием естеств. наук в 19в., которые стремились отыскать простейшие элементы сознания, т.е. атомы, кот. были бы неделимы и неизменны и складываясь образуют сложные картины в человеческом сознании. Зная эти элементы и законы по которым они сое ...
Периодизация возрастного развития
Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства – метрическое и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состоян ...