История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки
В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.
В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.
Оживление на психологическом фронте в России началось до 1 мировой войны с перевода работ американского рационализатора Тейлора.
В работах Тейлора заложены идеи, связанные с движением по научной организации труда.
1)
Значительный этап в истории психологии труда начинается с возникновением в зарубежной науке – психотехники. Термин ввел Штерн в 1903 г.
Этим термином воспользовался американский психолог Мюнстерберг, выпустивший книгу «Психология и экономическая жизнь», «Основы психотехники».
Параллельно развивалось советская психотехника. Это направление в изучении и организации труда возглавляло психологами, которые провозгласили необходимость изучать труд с точки зрения психологии.
В 1927 Всероссийское психотехническое общество издает журнал «Психофизиология труда и психотехника». Изучаются конкретные виды труда, интерес к методам профотбора, подготовка кадров.
2)
До 1935 основной задачей было повышение производительности труда, разработка методов научной подготовки кадров, привлечение внимания общественности к вопросам труда и трудовой подготовки.
С 1936 вышло постановление о педагогическом извращении в системах наркомпроса. Психология как наука была ликвидирована. Работы по психотехнике прекратились.
1936–1956 официально психология не существует. В 1955 в Москве состоялось совещание психологов, оно было организовано Московским институтом психологии. На этом совещании выделяется инициативная группа ученых интересующаяся проблемами и вопросами психологии труда.
Была поставлена задача о развертывании и координации работы в области психологии труда. Было принято решение о проведении работы в области психологии труда.
В 1957 начинается этап возрождения психологии труда (Левитов, Платонов, Архангельский).
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...
Прогрессивная и регрессивная стадии профессионального развития личности
Прогрессивная стадия:
содержит два компонента:
*максимальные возможности
*продуктивность.
Они взаимодействуют в течение таких периодов как:
1. период врабатываемости (некоторое увеличение максимального уровня работоспособности и в ряде случаев нарастание продуктивности)
2. период оптимальной работоспособности (относительная стабил ...
Планирование
как важнейшее условие успешного самосовершенствования
На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.
Четкое планирование – еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования.
Планирование представляет соб ...