Одаренность:теоретические
вопросы. Понятие
«одаренность» и «одаренный ребенок»Страница 1
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны современные исследователи (А.М.Матюшкин, А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности - мозг человека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал».
Проблема способностей и одаренности все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов. Прежде всего необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем, несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристик личности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами и рассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или «врожденности-приобретенности».
Рассмотрим теперь более подробно поставленные задачи и определим сущность способностей и одаренности.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный»[1]. Наряду с понятием «способный» используются и другие — «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом, «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование - как способность, данная богом. Иными словами, согласно словарю, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности[2]. Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода ес ...
Архетип посвящения
В психологическом смысле образ героя не следует рассматривать как идентичный самому эго. Лучше всего его представить как символическое средство, с помощью которого эго отделяет себя от архетипов, внесенных родительскими образами из раннего детства. Юнг предположил, что любое человеческое существо изначально обладает чувством целостности ...
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев
Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев
(20 января 1857, Сорали — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Б ...