RSS Feed

Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Страница 2

Психология » Одаренность детей дошкольного возраста » Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. На эту структуру и сегодня еще не совсем ясным образом влияют врожденные дарования человека. Но они не «определяют полностью содержание, процесс и результаты развития личности».[3]

Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта, или просто хорошая подготовка? Как рассматривать специфику способностей и помогать ребенку развивать их?

Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития[4].

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. И чем младше ребенок, тем в большей степени видны относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) не только недостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем снижается детская непосредственность и восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но также ограничение и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом – специфика детства.

Страницы: 1 2 3 4


Роль мотивации в повышении эффективности спортивной деятельности
Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию в различных ситуациях. В спортивной деятельности важно изучение причин, которые детерминируют предпочтение конкретных лиц заниматься тем или иным видом спорта. Как известно, в настоящее время выделяют три группы мотивов: физ ...

Связь мышечной и психической релаксации
Всем известно, что психическое состояние во многом определяет наши физические силы, и наоборот: физические возможности оказывают влияние на состояние психики. Меньший круг людей знает о том, что вследствие функционирования так называемых обратных связей, существующих в живых системах, физические действия могут впрямую определять качеств ...

Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия. Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия. Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприят ...