RSS Feed

Оценка интеллекта

В XIX в. было разработано большое количество психологических тестов, в которых определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Основным результатом этих тестов явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь немного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше типичных величин. Благодаря этим результатам все испытуемые могли быть разделены на отстающих, имеющих средние показатели и сверходаренных, имеющих высокие показатели.

Позже Бине и Симон включили в свою интеллектуальную шкалу, ориентированную на измерение уровня развития ребенка, более сложные познавательные функции (запоминание, осведомленность, понимание и т. д.). Они основывались на том, что человек обладающий интеллектом, это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности», может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

На основе тестов Бине в последствии было разработано понятие коэффициента интеллекта (IQ). Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Дальнейшие исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ, основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе.

Использование коэффициента интеллекта у взрослых было впервые осуществлено Д. Векслером, который в дальнейшем разработал качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного IQ. Так, IQ 130 соответствует очень высокому интеллекту, 120–129 – высокому интеллекту, 110–119 – интеллекту немного выше среднего, 90‑109 – среднему уровню интеллекта, 80–89 – сниженной норме интеллекта, 70–79 – пограничному уровню развития, 69 и ниже – умственному дефекту (слабоумию).

Результаты тестирования связаны с умением тестируемых быстро и четко понять и выполнить задание. У большинства людей (около 68 %) коэффициент интеллектуальности находится в пределах 84‑116 баллов и считается людьми со средним интеллектом. Наиболее высокий уровень IQ наблюдается у лиц интеллектуального труда: научных сотрудников, студентов, педагогов, химиков и математиков.

В ряде зарубежных стран показатель общего интеллекта IQ служит основанием для определения готовности к продолжению образования, получения престижной работы, продвижения по службе и т. д.

При исследовании интеллекта рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ, а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т. д.

Так, для измерения более или менее целостного измерения уровня интеллекта часто используют два «субтеста». В одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием вербального интеллекта, в другом требуется выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями, т. е. направленными на оценку невербального интеллекта. Общий показатель складывается из суммы результатов первого и второго субтестов.


Уровень смысловой установки
Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. О возможной связи таких понятий, как «смысл» и «установ ...

Типы насилия в семье и его причины
Семья обычно рассмаривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях. Злоупотребления против детей, супруга/супруги и другие формы физического насилия происходят больше чем в половине всех американских семей . ...

Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я
Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенн ...