ЗаключениеСтраница 1
Итак, депрессия — это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений и общей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.
Различаются:
1) функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования;
2) депрессия патологическая — один из основных психиатрических синдромов.
Приложение 1
Шкала Гамильтона для оценки депрессии
1 Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности).
0 - отсутствие
1 - выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2 - высказывается в жалобах спонтанно
3 - определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость
4 - выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и невербально
2. Чувство вины
0 - отсутствует
1 - самоуничтожение; считает, что подвел других
2 - идеи собственной виновности или мучительные размышления о прошлых ошибках или греха
3 - настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4 - вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания
3. Суицидальные намерения
0 - отсутствует
1 - чувство, что жить не стоит
2 - желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти
3 - суицидальные высказывания или жесты
4 - суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»
4. Ранние нарушения сна
0 - отсутствие затруднений при засыпании
1 - жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)
2 - жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5. Средние нарушения сна
0 - отсутствует
1 - жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2 - многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)
6. Поздние нарушения сна
0 - отсутствует
1 - раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием
2 - окончательное раннее пробуждение
7. Работоспособность и активность
0 - отсутствие трудностей
1 - мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби
2 - утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)
3 - уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)
4 - отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи
Сознание и деятельность
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. Человек, движимый каким-нибудь влечением, будет д ...
Био- и социогенетические концепции развития психики
Биогенетическая теория
обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетиче ...
Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни
Если в первые годы своей жизни человек перенес тяжелые эмоциональные потрясения, он подвержен большему риску заболеть депрессией на последующих этапах жизни. Безусловно, тяжелые переживания в раннем возрасте не обязательно влекут за собой депрессию. Однако намного увеличивают ее вероятность. Нижеперечисленные примеры помогут понять, поч ...