Теоретические основы зависимости семейной жизни от профессии супругов. Понятие семьиСтраница 1
Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: "Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно" [ 18. с. 20].
Мы уже подчеркивали, что семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества [18. с.53].
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.
Структура
семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Существует множество различных вариантов структуры семьи. Д. Леви предлагает следующую структуру [2, с. 25]:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;
- «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);
- «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);
- «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).
Е.А. Личко разработал следующую классификацию семей [2, с. 27]:
1. Структурный состав:
- полная семья;
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная семья (наличие отчима или мачехи).
2. Функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Так же в структуре семьи выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов называется функцией
семьи. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи [30, с. 123]:
1) воспитательная;
2) репродуктивная;
3) экономическая;
4) коммуникативная;
5) эмоциональная;
6) сексуальная;
7) сфера первичного социального контроля;
8) сфера духовного общения.
Так же существует иная функциональная система семьи:
1. сексуальная функция
2. коммуникативная функция
3. репродуктивная функция
4. естественно-биологическая функция
5. функция социализации личности
6. экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты)
Предподростковый кризис
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.
Симптоматика кризиса: отрицательное отн ...
Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
Сравнительный анализ развития основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием наглядно представлен на графиках 3-5 и в таблице 6.
На основании данных таблицы 6 можно видеть то, что среди детей, имеющих речевые нарушения, нет детей, показавших высокий уровень развития объема внимания, а ...
Для молодых мужей
Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания в семье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Как показали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантным полушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика это отсутствие всякой логики. Однако это в большей ...