Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы
памяти. Классификации памятиСтраница 1
Память – психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности.
Физиол основой П
является образование и закрепление временных связей в коре г/м (следы бывших ранее н/процессов, сохраняющихся в КБП г/м в рез пластичности н/с). Временные связи являются отражением реальной связи предметов, явлений действительности (ассоциации – основной механизм П
: м.б. простые-сложные). П
лежит в основе способ-тей чел, является условием научения, преобразования знаний, формирования умений и навыков. П
есть у всех живых сущ-в, но наиб высокого уровня своего развития она достигает у чел.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали раньше, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на органы чувств. Представления воображения – это представления о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.
В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Потом по одному из этих предметов мы можем вспомнить второй. Запомнить – вязать что-то, что требуется запомнить, с ем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают ассоциации:
- по смежности – объединяет 2 явления, связ.во времени или пространстве.
- по сходству – связывает 2 явленияы, имеющих сходные черты;
- по контрасту – связ.2 противополож. явления.
- по смыслу – связ.2 явлен, кот. в действит-ти постоянно связаны: часть и целое, род и вид.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциаций требуется повторение.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.
Виды памяти: Непроизвольная.
Эффективность зависит от приемов заучивания:
а) механическое дословное повторение – механическая память – основ. на повторении материала без осмысливания;
б) логический пересказ: логич. осмысл. материала, систематизация, выдел. гл. логич. компонентов инф-ции, пересказ своими словами – логическая память (смысловая) – основ. на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
в) образные приемы - перевод информации в образы, графики, схемы) – работает образная память: зрительная, слуховая, моторно-двиг., вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
г) мнемотехнические приемы – спец.приемы для облегчения запоминания: ассоциации, прием группировки, рифм и ритма, акростих, логический, метод локуса.
Психика. Субъективная и объективная реальность. Структура психики человека
Понятие «психика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с греческого «психика» означает «душа». В современной психологии под психикой принято понимать способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Психика сл ...
Определение понятия “акцентуация характера”
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются Настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно Сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуац ...
Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной
мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового
предприятия
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия.
Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия.
Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприят ...