RSS Feed

Основные механизмы и факторы развития индивидуальности
Страница 2

Психология » Основы психологии » Основные механизмы и факторы развития индивидуальности

3 проявления типологических особенностей.

1. Проявление св-в на уровне индивида: проявление в познавательных процессов. Доказано, что люди с сильным типом н.с. лучше концентрируют внимание, но плохо его распределяют. Переключение внимания лучше связано у людей со слабой н.с. и с высокой подвижностью нервных процессов.

Св-ва н.с. и св-ва темперамента: На сегодняшний день ученые в основном отказались от попытки найти соответствие типа темперамента и типа ВНД, кроме школы Мерлина.

2. На уровне личности: Сильная н.с. – св-ва личности (по Кеттеллу): высокое самообладание, упорство, ответственность, хорошая контролируемость эмоций и поведения, сдержанность, уверенность в себе. Подвижность, возбуждение: склонность к сомнению, подозрительность, ориентация на внешнюю реальность. Инертность возбуждения: доверчивость, погруженность в себя, ориентация на внутренний мир. Подвижность торможения: слабая настойчивость, подозрительность, плохая контролируемость эмоций и поведения, склонность к сомнениям. Инертность торможения: упорство, ответственность, доверчивость, ориентации на внешнюю реальность, чувство вины, консерватизм, хорошая контролируемость эмоций и поведения.

3. Уровень индивидуальности: Проводились исследования, целью которых являлось изучение связи св-в н.с. и стиля деятельности (Климов. Мерлин). Определено 2 стиля деятельности:

1)Исследовательская деятельность – после подготовки.

2) Стиль деятельности, когда предварительная стадия практически отсутствует. Проблемы устраняются в процессе выполнения.

Существует связь типа н.с. со стилем деятельности. Первый тип характерен для людей со слаб. Н.с.

Функциональная асимметрия.

Со 2-й половины 19 века возникла идея о том, что истончником право- и леворукости является доминантность того или иного полушария. Начало было положено исследователем Полем Брока, который открыл центрречи в 1836 г. Он считал, что у правшей центр речи – в левом полушарии, а у левшей – в правом. Впоследствии выяснилось, что данные Брока были ошибочны. Центр речи у всех находится в левом полушарии. Правое полушарие также связано с речью, но оба полушария выполняют разные функции. В левом – центр речи отвечает за моторную сторону речи, в правом – смысловой центр. Брока также обнаружил перекрест на уровне ствола мозга. Импульсы из правого полушария идут в левую сторону.

Механизмы развития индивидуальности.

1. дифференцированности (Уиткин). Все психические образования по мере своего развития дифференцируются. Например, эмоции у младенца не дифференцированы. Постепенно происходит дифференциация положит. и отрицат. эмоций. У взрослых – целый спектр эмоций. Дифференциация считается уникальным механизмом развития. Дифференциация в одной системе сопровождается дифференциацией во взаимосвязанных системах. (Развитие моторной системы руки способствует развитию речи). Уровень дифференциации психических структур и скорость диф.слабо связаны с наследственными факторами. Зависят от среды.

2. иерархичности (субординации)

3. координации

2 и 3 тесно связаны между собой.

Ананьев: два механизма хоть и имеют разную направленность, но взаимодополняют друг друга и связаны. Субординация – отношение доминантности – подчиненности. Низшие структуры подчинены высшим (личностные особенности важнее организационных). Св-ва характера или темперамента рассматриваются как подчиненные свойствам личности (характер).

Механизм координации говорит о взаимодействии св-в индивидуальности одного уровня. Например, сочетание таких свойств темперамента как нейротизм и экставерсия (эти св-ва работают автономно).

Страницы: 1 2 3


Теория дифференциальных эмоций К. Э. Эзарда
Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: o Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются баз ...

Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А. Маслоу
Из работ А. Маслоу можно позаимствовать очень много аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальной работы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность у ...

Исследование особенностей взаимоотношений в семьях супругов с различной сферой профессиональной деятельности
Выборка состояла из 8 семей. Основная часть - молодые семьи с небольшим стажем совместного проживания и опытом работы. По итогам исследования можно сказать, что основная часть опрошенных не считает причиной конфликтов в семье свою профессиональную деятельность, а скорее личностные качества друг друга. Оценка степени удовлетворенности п ...