RSS Feed

Основные механизмы и факторы развития индивидуальности
Страница 1

Психология » Основы психологии » Основные механизмы и факторы развития индивидуальности

Индивидуальность – характерная черта всего живого.

2 группы факторов развития индивидуальности: биологические и социальные (ситуативные).

Различают ситуативные факторы и ситуационные. Ситуативные – стабильные факторы, которые отличаются продолжительностью действия в жизненном пространстве субъекта. Ситуационные – кратковременные, приходящие.3 основных ситуативных фактора: семья, профессия, школьное обучение.

Семья: 3 аспекта семейной жизни, которые в наибольшей степени определяют инд-психол.особенности: размер семьи и конфигурация, порядок рождения ребенка, стиль воспитания. Роберт Зайонц (70-е гг. США) исследовал интеллект.

Стили воспитания уровень контроля;уровень принятия

+ принятии, + контроль – авторитетный

- принятие, + контроль – авторитарный

+ принятие, - контроль – разрешающий (попустительский)

- принятие, - контроль – пренебрегающий

Особенности индивидуальности зависят от стиля воспитания:

Авторитарный – способствует формированию заниженной самооценки, негативного Я-браза, трудности во взаимодействии со сверстниками

Разрешающий – формируется социальная незрелость, повышенная агрессивность, т.к. сталкивается с запретами.

Пренебрегающий – ребенок чувствует себя брошенным, возникает ощущущение одиночества, покинутости, другие дети компенсируют эти чувства примитивными способами. Характерна высокая импульсивность, соуиально незрелые, не ориентируются на достижения, не достигают высокого соц. статуса.

Авторитетный – формирует чувство уверенности, позитивного Я-образа, адекватную самооценку, стремление ставить посильные задачи и достигать их.

Обучение:

1. Личность первого учителя играет важную роль в развитии ребенка. Имеет более важную роль, чем технология обучения и учебный курс. Личностные отношения учителя очень сильно определяют характеристики "Я-образа". Надо различать понятия "Профессиональное знание учителя", "знание методик" и "отношение к ученикам".

2. Фактор, связанный с технологией. Те, кто задействуют в учебной деятельности память (репродуктивные), мышление критическое и творческое (способность к нестандартному мышлению, сильная интуиция)

Профессиональный фактор

Уровень включенности в сферу проф. деятельности, наличие проф.успехов.

Биологические основы индивидуальных различий:

Индивидуальные различия имеют двойную обусловленность – социальную и биологическую. К биологическим факторам относят:

1. телесную конституцию (Существуют конституциональные теории темперамента), особенности обмена веществ (уровень содержания кислорода, сахара, скорость обменных процессов). Существуют гуморальные тории темперамента (Гиппократ)

2. Обменные процессы определяют не только биоритмологические типы людей (жаворонки, совы), но и особенности восприятия человеком времени: переоценка времени (везде опаздывают), недооценка времени (приходят раньше).

3. Функциональная асимметрия парных органов и полушарий головного мозга. На уровне асимметрии парных органов не выявлено никаких различий в индивидуальности, а полушария определяют психологические развития: художественный и мыслительный тип; пессимисты и оптимисты.

4. свойства н.с.

5. пол человека

Св-ва н.с. рассматриваются как ведущий биологический фактор. Павлов ввел понятие свойств н.с. 3 св-ва: сила, уравновешенность, подвижность. В психологии св-ва н.с. начал изучать Теплов. Он пытался определить зависимость св-в н.с. с темпераментом и характером. Использовать понятие св-в н.с. некорректно. Надо говорить о типологических особенностях, о степени выраженности. Когда мы говорим об особенностях н.с., то нучно говорить не просто о св-вах н.с., а о степени выраженности любого св-ва. Тип - устойчивое сочетание выраженности св-в. Структура св-в н.с.: в качестве первичных или основных св-в Павлов считал силу и подвижность, а уравновешенность – вторичным. Большинство ученых считают, что св-ва н.с. не рядоположены, а организованы в структуру. Большинство ученых предпочитали структуру Небылицина. 4 первичных св-ва н.с.: сила, подвижность, динамичность, лабильность. Характеризуют как возбужение, так и процессы торможения. (всего 8 первичных св-в). В качестве вторичных св-в оценивают баланс этих свойств по силе, по подвижности, лабильности и динамичности возбуждения и торможения. В школе Теплова и Небылицина было введено представление об общих св-вах н.с. и парциальных св-вах н.с. Небылицин усомнился, что св-ва н.с., которые выделилил Павлов и которые он сочетал в типы, действительно можно поставить в соответствие к 4-м типам темперамента.

Страницы: 1 2 3


Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений. Человек, организация, решение
Каждому действию лица, принимающего решения (в дальнейшем мы будем пользоваться сокращением ЛПР), предшествует решение о его целесообразности. ЛПР взаимодействует с внешней средой, руководствуясь теми решениями, которые осознанно или неосознанно принял. Человек реализуется как личность, принимая и исполняя решения. И прежде всего это о ...

Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье): - импульс -стресс -адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некото ...

Конфликты учителя
1.Довольны ли вы собой как учителем? 2.Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и учениками? Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные. 3. Как бы вы охарактеризовали отношения между вами и коллегами ? Взаимопонимание. Искренне теплые. Дистанцированные. Прохладные. Враждебные. 4. Как бы вы оха ...