Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной
мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового
предприятияСтраница 1
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия.
Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия.
Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприятия.
Задача исследования - выяснить, что из теоретических обоснований и предложений научных теорий мотивации и менеджмента будет работать на практике в данном конкретном случае.
Испытуемые: Исследовался базовый персонал двух сетевых продуктовых магазинов самообслуживания формата супермаркет. В исследовательские и контрольные группы входили 74 сотрудника в возрасте от 19 до 35 лет (6 мужчин и 68 женщин).
Эмпирические данные, полученные нами в результате исследования, были призваны подтвердить или опровергнуть одну из гипотез, выдвинутых нами:
Н0 – на продуктивность деятельности базового персонала торгового предприятия положительная и отрицательная мотивация влияет одинаково.
Н1 - положительная мотивация более эффективно увеличивает продуктивность деятельности базового персонала торгового предприятия, чем отрицательная мотивация.
Н2 - положительная мотивация менее эффективно увеличивает продуктивность деятельности базового персонала торгового предприятия, чем отрицательная мотивация.
Основной метод исследования - метод лабораторного эксперимента, для определения уровня развития некоторых когнитивных процессов был использован психодиагностический метод.
Вид проводимого эксперимента:
- Реальный (эксперимент проводился в действительности);
- Основной (эксперимент проводился впервые);
- Пилотажный (целью эксперимента было выявление наиболее эффективного вида мотивации для дальнейшей разработки мотивационной программы);
- Многофакторный (2 независимых переменных – положительная и отрицательная мотивация, и 1 зависимая переменная – продуктивность деятельности);
- Групповой (в группах испытуемых 24-25 человек);
- Интропроцедурный (эксперимент проводился с одним контингентом испытуемых) [2].
Оборудование и материалы: часы, секундомер, персональный компьютер, шариковые ручки, планшеты, таблица с образами, обучающая программа «Стандарты обслуживания и правила работы в торговом зале», бланки для исследования свойств памяти, контрольные бланки по обучающей программе.
Методика проведения эксперимента
Проводилось 2 серии испытаний.
Все испытуемые были разделены на 3 группы:
1. Контрольная группа А (24 человека)
2. Исследовательская группа В (25 человек)
3. Исследовательская группа С (25 человек)
Эксперимент проводился в течение шести дней с перерывом между первой и второй сериями испытаний в 1 месяц. В первый день 12.02.2009г работали с контрольной группой А, 16.02.2009г – с исследовательской группой В, а 18.02.2009г – с исследовательской группой С. Вторая серия проводилась соответственно 12.03.2009г, 16.03.2009г и 18.03.2009г.
Независимая переменная в группе В – положительная мотивация, зависимая переменная – продуктивность деятельности.
Независимая переменная в группе С – отрицательная мотивация, зависимая переменная – продуктивность деятельности.
Контроль дополнительных переменных с целью сведения их влияния к минимуму проводился следующими способами:
- Заранее об эксперименте никому не сообщалось;
- Первые исследования проводились в контрольной группе, затем в группе В давалась положительная мотивация, а отрицательная мотивация в группе С предъявлялась сотрудникам другого универсама;
- В помещении без окон с искусственным освещением ламп «дневного света» на время эксперимента закрывалась дверь и отключались телефоны;
- Строго контролировались попытки списывания;
- Эксперимент со всеми группами проводился в одно и тоже время 13.00 и длился ровно 1 час.
План эксперимента:
1. с помощью психодиагностических методик определялись свойства зрительной и слуховой памяти испытуемых; - 5 минут
2. давалась мотивирующая установка (в группе В – положительная, в группе С – отрицательная, в контрольной группе А – мотивация отсутствовала); - 5 минут
3. давалась аудио-визуальная обучающая программа «Стандарты обслуживания и правила работы в торговом зале»; - 25 минут
4. испытуемые заполняли контрольный бланк с вопросами по прослушанной обучающей программе; - 25 минут
5. обработка полученных данных;
6. анализ результатов.
1. Психодиагностика свойств памяти.
1.а. Методика «Память на образы».
Объективные методы исследования
Одной из основных задач психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблю ...
Эмоционально–аффективная сфера психики: детерминанты и психофизиологические
механизмы. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоций
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребност ...
Краткая психологическая характеристика основных форм личности
Квадрат.
Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалисто ...