Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДАСтраница 2
По моим наблюдениям трудности в адаптации аутичного ребенка в быту семьи, его отказ что – то сделать часто связаны со страхами. Данила боялся ходить в туалет из – за шума воды, мыться (так как вода попадала ему в глаза), идти гулять, потому что боялся соседской собаки и людей. Проблема может решиться, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо одобряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации, почувствовать себя хозяином.
Организация стереотипов бытового поведения.
Стереотипность, свойственная аутистам, можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов. При это речь взрослого должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом. Необходимо сначала подключат ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо получается, какой он молодец, как быстро одевается и как аккуратно ест. Прежде чем начать обучение нужно тщательно продумать действия, выбрать наиболее удобную и простую последовательность для конкретно имеющейся ситуации. Например, при умывании найти удобное место для мыла, какой рукой лучше брать щетку, а какой пасту. Этот при ем так же был использован в моей практике, и оказался очень эффективным при нескольких же повторениях. Известно, что такой же пооперационный анализ используется при работе со слепыми и умственно отсталыми детьми.
Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня аутичного ребенка.
Во – первых, очень важно подобрать удобные подходящие по росту стол и стул, стол нужно расположить так, чтобы ничего не отвлекало его внимания, и наоборот, выделялись предметы, на которые Вам хотелось бы обратить его внимание. Приятные и легкие задания, чередования заданий с развлечениями помогут Вам ослабить негативизм ребенка к учебной ситуации.
Во – вторых, важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3-5 минут), но при это необходимо, чтобы ребенок сразу испытал успех. Оперантный и особенно эмоционально – коррекционный подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу.
Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка способствует и временная организация его жизни. Существование четкого распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться, повторяясь изо дня в день (прогулка, еда, сон, занятия и т.д.).
Некоторые операции, которые особенно трудны для ребенка, можно вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.
Все вышеперечисленные методики были использованы мною на практике. И благодаря именно поведенческой терапии мы достигли хороших результатов в адаптации ребенка, хотя бы на уровне группы, среди остальных детей.
Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается ...
Особенности терапии психических нарушений у беременных и рожениц
В этих случаях психологические и социальные меры обычно играют такую же важную роль, как и антидепрессанты.
От врача при депрессиях, манифестирующих либо обостряющихся в период беременности, требуется выбор между необходимостью фармакотерапии, с одной стороны, и предотвращением риска для здоровья плода и новорожденного (опасность форми ...
Теоретические основы понятия деструктивного развития личности.
Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных
авторов
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, ...