Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности
детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития
личности старших дошкольниковСтраница 2
В шесть – семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. Выделяются четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента характеризуется своими психологическими особенностями и их сочетаниями.
Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать и играть, быстро переключаться на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, вялы, замедленны во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать.
Мы хотим обратить внимание, что "слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственными, но могут явиться результатом или проявлением плохого функционального состояния, связанного со здоровьем, утомлением и другими причинами".[3, стр.39]
В шесть – семь лет все большую роль в жизни и деятельности ребенка играет слово. Идет дальнейшее накопление и совершенствование словарного запаса, (разные авторы называют различные данные по словарному запасу детей этого возраста – от 3 – до 3,5 тысяч слов), развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Шести – семилетний малыш может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор. Но в этом возрасте еще не очень тонко и точно различаются цвета, не завершено и структурное развитие глаза – периферического органа зрения. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению приводит к нарушениям зрения.
Психическое развитие ребенка до школы преимущественно определяется и характеризуется основным видом деятельности. Такой деятельностью является ролевая игра (или игровая деятельность). Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке – все направлено на игру, совершенствуется в игре. "Поистине, "…ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре", - писал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин в своей книге "Психология игры"".[3, стр.40.]
В игре старшего дошкольника еще мало импровизации, он, скорее, копирует взрослую или свою жизнь, переносит ее в игру, но чем старше становится ребенок, тем больше в игре проявляется собственное отношение к происходящему, тем больше выдумки, импровизации.
Память ребенка шести – семи лет непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма.
Характер мышления в шесть – семь лет наглядно – образный, или чувственный, т.е. при анализе события, ситуации дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой – то единичный внешний признак.
Дети еще не могут оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее яркому признаку.
Исследования психологов показали, что возраст шести – семи лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка.
Психическое развитие и становление личности тесно связано с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как малыш оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют учителя и родителей, объективно не разобравшихся в возможностях ребенка, требующих то него больше, чем он может. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.
Ребенок, приходящий в школу, уже может сознательно управлять своим поведением, но еще легко может отвлекаться, не может четко ставить цель. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться требованиям. Многое умеет этот маленький человек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нем самого, а значит, он – личность.
Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории
Категориальный аппарат оч. обширен и сложен. Все категории разделили на 2 класса:
1. конкретно-научные категории – различные стороны психической реальности – процесс, установки, восприятие;
2. философские категории – служат направляющим ориентиром в описании и объяснении сущности психических явлений. – бытие, развитие, S, O, деят-ть, ...
Описание методик исследования
Диагностика невербального мышления включает исследование умения анализировать информацию в наглядном плане, умения оперировать с наглядным материалом в пространстве, способность к выделению смысла наглядного изображения.
Первые две методики, применимые нами в ходе исследования: «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки», – были направлен ...
Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом сл ...