RSS Feed

Особенности проявления волевой готовности
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Особенности проявления волевой готовности

Мы более подробно остановимся на волевой готовности ребенка к школе.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны – это в - первых, развитие целенаправленности действий, во вторых, установления отношения между целью действий и их мотивов, и, в третьих, возрастание регулирующей воли речи в выполнении действий.

Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. Неудачи в выполнении деятельности лишают стимула к достижению цели, если деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Некоторые начинают относиться к делу по – другому – стремятся, во что бы то ни стало преодолеть трудности, просят дать им возможность еще раз испробовать свои силы, упорно отказываются сдаться.

В стремлении преодолеть трудности, проявляющемся у части старших дошкольников, обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьного возраста.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более значимым, важным мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляют волю ребенка. Но у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор. Мотивы дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают разную побудительную силу.

"У детей 3 – 7 лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план".[21, стр.232]

Старшие дошкольники стремятся поддержать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Причем мотивы общения с товарищами у детей 6 – 7 лет настолько сильны, что ребенок часто, оказывается, от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты, например, соглашается на непривлекательную роль, отказывается от игрушки.

Важнейшим приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. В возрасте 5 – 7 лет нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. Т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка.

Таким образом, необходимое условие воспитания воли – переход к более высоким мотивам, имеющим социальный смысл.

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действия, и приказывает себе добиваться достижения цели. Старший дошкольник приобретает умения выполнять сравнительно сложные речевые инструкции взрослых. При словесном планировании собственных действий он уже в большинстве случаев может не прибегать к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко и шестилетние дети руководят собой вслух. Постепенно дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, которые становятся произвольными.

Страницы: 1 2


Выводы
Исследование эмоциональной компетентности родителей 1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности. 2. Диагностика уровня эмпатии родителей по ...

Предмет и задачи психологии туда
Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда. Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носител ...

Мотивы спортивной деятельности
Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть под ...