RSS Feed

Особенности проявления волевой готовности
Страница 2

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Особенности проявления волевой готовности

Произвольность – способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, отвлекаются. Очевидно: учить и учиться в такой ситуации очень трудно.[21]

Произвольность в поведении ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К 6 –7 годам складывается произвольность в сфере общения с взрослыми.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенка отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. К 6 годам опыт построения деятельности начинает становиться общественным. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и индивидуальности самого ребенка.

Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.[13]

Выводы

Подготовка к школе как к новому этапу жизни ребенка охватывает все стороны развития личности, которое обеспечивается путем физического, умственного и нравственного воспитания на всем протяжении дошкольного возраста.

В более специальном смысле слова под подготовкой к школе мы понимаем формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению, т.е. психологических качеств, знаний и умений, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах, полноценного усвоения программного материала. Содержание психологической готовности к школьному обучению определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку.

Соответственно этим требованиям психологическая готовность к школьному обучению включает ряд качеств, относящихся к мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферам.

Мы более подробно остановились на волевой готовности дошкольника к обучению в школе.

Волевая готовность заключается в развитии умения произвольно управлять своим поведением, в частности своей познавательной деятельностью, направлять ее на решение учебных задач, в возникновении иерархической системы мотивов, позволяющей подчинять ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям.

Страницы: 1 2 


Методы психофизического саморегулирования
В современных условиях постоянными спутниками нашей жизни стали перегрузки, физическое и психическое перенапряжение. В обыденной речи их часто называют стрессами. Стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, напряжение организма, направленное на преодолевание различных трудностей и приспособление к возникш ...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитиче ...

Классификация методов возрастной психологии
Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развит ...