RSS Feed

Психологическое консультирование детей «группы риска»
Страница 2

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей «группы риска»

− противоречивое воспитание или смена его типа;

− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:

− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);

− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;

− неспособность справиться с учебной нагрузкой;

− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;

− травма, серьёзное соматическое заболевание;

− ситуации связанные с насилием над ребёнком;

Основные направления социально-педагогической деятельности:

− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;

− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;

− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.

Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.

Таблица 2.

Признаки социализации и социально-психологической адаптации

Признак

Социализация

Социально-психологическая адаптация

Цель индивида

Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей

Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий

Мотивация

Усвоить новый социальный опыт

Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель

Средства

достижения

Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.)

Посредством выработки личностью механизмов приспособления

Временные

условия

Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности

Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных

Результат

Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях

Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях

Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

− правовая защита и правовой всеобуч;

− педагогическая поддержка;

− социальная помощь;

− психологическое сопровождение индивидуального развития;

− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:

− профилактической индивидуальной беседы;

− интервью;

− психологического консультирования;

− индивидуальной психотерапии;

− групповой психокоррекции.

Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние телевидения и СМИ на усвоение агрессивного поведения
Просмотрев сетку вещания, было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применен ...

Методики проведения профессионально-психологического отбора
Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как си ...

Интерпретация результатов
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: · 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, · 10-15 баллов - складывающийся симптом, · 16 -20 баллов - с ...