Психологическое консультирование детей «группы
риска»Страница 2
− противоречивое воспитание или смена его типа;
− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);
− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;
− неспособность справиться с учебной нагрузкой;
− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
− травма, серьёзное соматическое заболевание;
− ситуации связанные с насилием над ребёнком;
Основные направления социально-педагогической деятельности:
− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.
Таблица 2.
Признаки социализации и социально-психологической адаптации
Признак |
Социализация |
Социально-психологическая адаптация |
Цель индивида |
Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей |
Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий |
Мотивация |
Усвоить новый социальный опыт |
Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель |
Средства достижения |
Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.) |
Посредством выработки личностью механизмов приспособления |
Временные условия |
Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности |
Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных |
Результат |
Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях |
Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях |
Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
− правовая защита и правовой всеобуч;
− педагогическая поддержка;
− социальная помощь;
− психологическое сопровождение индивидуального развития;
− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:
− профилактической индивидуальной беседы;
− интервью;
− психологического консультирования;
− индивидуальной психотерапии;
− групповой психокоррекции.
Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).
Влияние телевидения и СМИ на усвоение агрессивного поведения
Просмотрев сетку вещания, было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применен ...
Методики проведения
профессионально-психологического отбора
Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как си ...
Интерпретация результатов
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
· 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
· 10-15 баллов - складывающийся симптом,
· 16 -20 баллов - с ...