RSS Feed

Планирование научного исследования и составление отчета
Страница 1

Психология » Основы психологии » Планирование научного исследования и составление отчета

Научное исследование – это способ постижения истины. Это исследование основано но норме д-ти – научном методе. Его осущ-е предполагает осознание и фиксацию цели, ср-в исслед-я, ориентацию исслед-я на воспроизведение результата. Различают эмперич. и теоретическое исследование, но – большинство теоретико-эмпирическое.

Виды исследования:

· фундаментальное – направлено на познание реальности без практического эффекта от применения знания; прикладное – проводиться в целях получения знания, кот. д.б. использовано для решения конкретной задачи;

· монодисциплинарное - в рамках одной научной дисциплины;

· междисциплинарное – участвуют специалисты разных областей, проводится стыке нескольких научных дисциплин;

· однофакторные – выявление наиболее существенного параметра;

· комплексные – проводятся с помощью системы методов и методик, посредством кот. стремятся охватить максимальное число значимых параметров.

По целям исслед-я выделяют: поисковое – попытка решения проблемы, кот. никто не ставил и не решал ранее подобным методом; критическое – проверяется в целях опровержения существующей теории, гипотезы, или для поверки того, какая из 2-х гипотез точнее; уточняющее - для установления границ, в пределах которых работает теории;воспроизводящее - точное повторение эксперимента для определения достоверности и надежности. Научное исследование проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть - в некоторых случаях может отсутствовать.

1) постановка задачи (определения его темы, работа с научной литературой, анализ информации);

2) формулировка гипотезы (выбор объекта, уточнение предмета исследования, выбирается место и время его проведения, определяется порядок экспериментальных проб);

3) проведение эксперимента: (подготовка эксперимента (исслед-ль готовит экспериментальное помещение и оборудование), инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование, фиксация результатов);

4) первичный анализ данных (мат. обработка, интерпретация, обобщение, проверка гипотезы);

5) подтверждение или опровержение гипотезы (если опровержение – то необходимо сформулировать новую гипотезу).

Требования к науч. исслед-ю:

1) полученный результат не д. зависеть от времени;

2) исслед-ль д.б. убежден, что найденная им закономерность справедлива для психологич. процессов людей разных культурных сред;

3) последовательность этапов д.б. одной и той же;

4) научный рез-т не д. зависеть от личности исследователя (его мотивов, намерений, интуиции и т.п.), т.е. научный результат д.б. объективен.

Эти требования относятся к идеальному исслед-ю и его идеальному результату. Т.о. реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат приближенный к идеальному. В ходе "реального исслед-я" исслед-ль принимает во внимание часть реальности, абстрагируясь от ее других сторон. Эта часть – "исследуемая реальность" – является предметом исследования. Соответствие реального исследование идеальному - внутренняя валидность. Соответствие реального исследование изучаемой объективной реальности - внешняя валидность. Отношение реального исследования к реальности – теоретическая (прогностическая валидность).

Планирование исслед-я - центральный этап всей процедуры. Оно необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

Интерпретация результатов. Итог любого исслед-я – преобразование"сырых" данных в решение об обнаружении явления, о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение/опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств/различий, связей д.б. интерпретировано как подтверждение/опровержение экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – для организации эксперимента, а статистическая – для сравнения регистрируемых параметров, т.е. для математической интерпретации данных. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной группы. Нуль-гипотеза – гипотеза о тождественности групп. При статист. выводе возможны различные варианты решений.

Иссле-ль м. принять/опровергнуть нуль-гипотезу, но она м.б. объективно верной или ложной. Т.о. 4 исхода:

1) принятие верной нуль – гипотезы;

2) отвержение верной нуль – гипотезы;

3) принятие ложной нуль – гипотезы;

4) отвержение ложной нуль – гипотезы.

Страницы: 1 2


Одаренность. Исследования одаренности. Понятие одаренности
…сегодня общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. Д. Б. Богоявленская В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития в ...

Клиническая картина климактерического синдрома
У женщин постепенно затухает менструальный цикл (урежение регул, олигоменорея); у некоторых еще задолго до этого появляются парестезии, сенестопатии, неприятные ощущения в области сердца, желудка, подложечной области, суставах, зуд в области половых органов и промежности, резкие приливы, неприятные ощущения в области лица, во рту, общее ...

Анализ результатов исследования и их интерпретация.
При интерпретации результатов данного исследования испытуемые были поделены на три группы: Первая группа – в этой группе испытуемые со стажем работы до 5 лет; Вторая группа – испытуемые со стажем работы от 6 до 10 лет; Третья группа – испытуемые со стажем работы от11 лет и больше. Таблица 1 Средние значения сотрудников ГПС по шкала ...