Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания.
Свойства вниманияСтраница 1
Основные определения внимания.
В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Без него восприятие невозможно.
Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологии. Некоторые специалисты сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, структуры которого анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Внимание не обнаруживается в "чистом виде", функционально оно всегда "внимание к чему-либо". Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние характеризующее динамические особенности познават. процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств.
В отл. от др. познават. проц., внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявл-ся как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Характеризует динамику протекания этих процессов.
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Функции:
1. отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, присущих данной деятельности, воздействий и игнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.
2. функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не будет достигнута цель.
3. регуляция и контроль протекания деятельности.
Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). Выделяют зрительное, слуховое сенсорное внимание.
Объект интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.
Согласно Павлову и Ухтомскому, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Павлов: в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которыми нервные процессы, концентрирующиеся в одной области коры г.м., вызывают торможение в других ее областях.
Ухтомский: в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Доминанта – констелляция центров с повышенной возбудимостью. Доминанта не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет. Является устойчивым очагом возбуждения.
Эмпирическое исследование взаимосвязи социального капитала и мотивации
сотрудников международной организации. Инструментарий исследования, основные показатели и способы
обработки данных
В исследовании приняло участие 47 человек, которые являются сотрудниками международной компании – производителе продуктов питания «Нестле». В выборку преимущественно вошли люди с высшим образованием, в возрасте от 20 до 53 лет, из них 26 женщин и 21 мужчина.
Кол-во респондентов
Возраст
Пол, чел.
47
Me = 30
Муж. – 21 ...
Историко-психологические проблемы самопознания
С
амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит
"Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объ ...
Когнитивные теории эмоций
Теория Арнольда.
Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.
Термин "восприятие" Арнольд толковал как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле &qu ...