RSS Feed

Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания
Страница 2

Психология » Основы психологии » Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания

Внимание возможно при определенном уровне активности мозга.

Функция неспецифической системы мозга – регуляция различных форм неспецифической активации мозга.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

· Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

· Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

· Распределение внимания – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение: профессии шофера, летчика, педагога. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

(Условия успешности: чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание; трудно совмещать 2 вида умственной деятельности (хорошо физическую и умственную); важное условие автоматизация хотя бы 1 из осуществляемых видов деятельности).

· Устойчивость внимания - общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий.

· Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

· К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Успешность переключения зависит от ряда условий:

- от особенностей предыдущй и последующей деятельности. Показатели успешности переключения снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной; от отношения человека к прежней и новой деятельности; от завершенности предыдущей; от индивидуальных различий

Виды:

1. Непроизвольное (пассивное, эмоциональное)– само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Пассивно, зависимо от объекта, который его привлек, отсутствие усилий человека. Связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание Причина непроизв. вним. – интерес.

Страницы: 1 2 3


С. Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика.
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференциру ...

Опросник «исследование психологической структуры темперамента» Б.Н.Смирнова.
Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстра­версию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность получ ...

Метафора «борьба»
Поскольку российские народы вместе составляли сравнительно большую общность, окруженную сравнительно более мелкими народами, то еще древние россияне вполне могли себе позволить такую роскошь - как борьбу и войны с соседями. Борьба с вредителями и за урожай, трудовая битва и борьба за качество, которое, по-видимому, нужно было у кого-то ...