Экспериментальные исследования межличностных отношений детей с ЗПР. Выбор методик. Описание исследуемых группСтраница 1
Для изучения широкого круга межличностных отношений школьников с ЗПР был использован адаптированный вариант проективной методики Р. Жиля (К. ЛИ), ранее примененный в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева, 1978). Наглядно-действенный характер ответов, возможность использования вербальных заданий как сопутствующих делает эту методику удобной для изучения детей с ЗПР и при анализе экспериментальных данных снимает трудности, обусловленные своеобразием словарного запаса изучаемых учащихся.
Использованная методика давала возможность не только качественного, но и количественного анализа полученных данных. По каждому параметру показатели могли иметь как положительный, так и отрицательный знак, что учитывалось при качественном анализе и количественной обработке экспериментального материала.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива была использована методика Л.Н. Лутошкина –эмоциональная светопись.
Были применены метод анкетирования, тестирования, проективная методика и метод – карта наблюдений Стотта.
В эксперименте участвовали 20 учащихся с ЗПР (12 мальчиков и 8 девочек) учащихся третьего класса специально-коррекционной школы VIII вида города Кулебаки Нижегородской области, и 20 учеников III класса школы № города Кулебаки. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания. Кроме данных, полученных при выполнении экспериментальных заданий, были изучены медицинские карты детей, их успеваемость, педагогические характеристики и семейный статус.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам. Дети указывали, в каком месте картинки они хотели бы находиться, рассказывали, как они вели бы себя в той или иной ситуации. Результаты фиксировались в альбоме с вербальными и графическими заданиями, а также в протоколе.
Наблюдение за детьми и беседа с ними во время выполнения экспериментальных заданий показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны поставленным задачам.
Экспериментальная группа.
Алёша 1999 г.р.
Виталик 1999 г.р.
Лена 2000 г.р.
Максим 1999 г.р.
Федя 2000 г.р.
Саша 2000 г.р.
Юля 2000 г.р.
Наташа 1999 г.р.
Валя 1999 г.р.
Вова 2000 г.р.
Никита 2000 г.р.
Костя 2000 г.р.
Вика 2000 г.р.
Алина 2000 г.р.
Стёпа 1999 г.р.
Маша 1999 г.р.
Аня 1999 г.р.
Настя 1999 г.р.
Алёша 1999 г.р.
Максим 1999 г.р.
Контрольная группа (11 мальчиков и 9 девочек).
Алёша 1999 г.р.
Серёжа 1999 г.р.
Света 2000 г.р.
Глеб 1999 г.р.
Егор 2000 г.р.
Саша 2000 г.р.
Юля 2000 г.р.
Даша 1999 г.р.
Даша 1999 г.р.
Слава 2000 г.р.
Ярик 2000 г.р.
Ян 2000 г.р.
Кристина 2000 г.р.
Алина 2000 г.р.
Карина 1999 г.р.
Виталик 1999 г.р.
Вадик 1999 г.р.
Мотивационно-потребностная сфера чел
В отлич от направ-ти л-ти, кот связа с доминирующ потреб и интерес, под мотивац сферой л-ти поним всю им-ся у дан чел сов-ть мотивац образ: диспозиций(мотивов), потреб и целей, аттитюдов, поведенч паттернов, интересов. С т зр развитости, ее хар-ют по широте, гибкости и иерархизи-ти (РС.Немов).
Под широтой мотивац сферы поним кач разнооб ...
Анализ ораторской речи
После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки. ...
Предмет психологии
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) –
наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психически ...