Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений
у подростков с задержкой психического развитияСтраница 3
Составим по результатам социометрических матриц статусную структуру класса (таб. 1)
Таблица 1.
Статусная структура классов
экспериментальная |
контрольная | |
группа |
группа | |
предпочитаемые |
3 |
16 |
принятые |
2 |
11 |
взаимно | ||
принятые |
4 |
0 |
без взаимности | ||
изолированные |
4 |
0 |
отвергаемые |
7 |
0 |
Вывод:
Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 16 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.
Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (рис.1).
Рис.1. Статусная структура класса.
Вывод:
Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.
Взаимность контактов - важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений.
Так, в исследованных нами классах взаимность распределилась следующим образом (рис.2).
Рис. 2. Распределение взаимности
Вывод:
Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений детей с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.
Интерпретация результатов
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
· 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
· 10-15 баллов - складывающийся симптом,
· 16 -20 баллов - с ...
Классификация методов возрастной психологии
Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми.
Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развит ...
Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана
Самосознание
Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сло ...