Результаты исследования и их обсуждениеСтраница 6
Проверим различия по показателю «фиксация на удовлетворении потребности».
Для выполнения расчетов, мы предполагаем, что возможны две гипотезы:
Н0: Доля лиц, выбравших «фиксацию на удовлетворение» потребности дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности не больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.
Н1: Доля лиц, выбравших реакцию «фиксацию на удовлетворение потребности» в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности, больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.
φ* эмп = 2,626
φ*эмп > φ*кр
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается
Н1 принимается: Доля лиц, выбравших реакцию «фиксацию на удовлетворение потребности» в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности, больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.
Итак, проверим различия по показателю «фиксация на самозащите»
Для выполнения расчетов, мы предполагаем, что возможны две гипотезы:
Н0: Доля лиц, выбравших «фиксацию на самозащите» в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности, не больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.
Н1: Доля лиц, выбравших «фиксацию на самозащите» в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.
φ* эмп = 2,73
φ*эмп > φ*кр
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается
Н1 принимается: Доля лиц, выбравших «фиксацию на самозащите» в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.
Диаграмма№3
Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах дошкольников
Итак, экспериментально-психологическое изучение фрустрационных реакций дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей позволило установить следующее:
v Дети родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности достоверно чаще прибегают к интропунитивным реакциям и реакциям на удовлетворение потребностей в ситуации фрустрации
v У детей данной группы реже чем у остальных наблюдаются экстрапутивные реакции и реакции с фиксацией на самозащите. Можно констатировать более высокую психологическую зрелость детей, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности
v Эмоциональная компетентность родителей может являться удачной поведенческой моделью для ребенка, а также способствует созданию более благоприятной атмосферы для для психического роста ребенка. Наиболее явным свидетельством чего является доминирующая реакция в ситуации фрустрации у детей – поиск способов ее разрешения и фиксации на удовлетворение потребностей.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода ес ...
Человек - семиотическое существо
Поведение животных полностью определяется теми ситуациями событиями, с которыми они сталкиваются (в случае опасности животное бежит; если хочет есть, ищет пищу и т.д.). Поведение человека и ситуация, в которой он оказался, задаются языком. Так, читая в данный момент (скажем, дома, на диване) мою книгу, вы проживаете не ситуацию домашнег ...
Теоретические подходы к изучениею жестокости и агрессивности
у подростков и юношей. Понятие
жестокости и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности - одна из важнейших в психологической науке.
В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.
В Сл ...