Временная перспектива как характеристика
психологического времениСтраница 4
Построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности, таким образом, является составной частью целостной общей стратегии построения поведения человека. Динамика реализуемости намерения в деятельности субъекта говорит о ее структурирующей функции в поведении. Реализуемость намерения проявляет зависимость от содержания мотивации субъекта. Это мотивационное влияние проявляется посредством взаимодействия двух различных детерминант целеполагания - когнитивнорациональной и непосредственно-эмоциональной. Мотивация, ориентированная на самооценку и защиту «Я», способствует преобладанию непосредственно-эмоциональных детерминант коррекции намерения, что влияет на глубину временной перспективы и выражается в деформации намерения, особенно значительной в ситуации неуспеха. Напротив, мотивационные тенденции, не связанные с самоутверждением, способствуют переходу от непосредственно-эмоциональной детерминации поведения к опосредствованной, связанной с более глубокой и устойчивой временной перспективой.
Настоящее переживается нормальным индивидом как осознание его собственной деятельности и внутреннего побуждения к этой деятельности. Будущее является открытым, другими словами наши ожидания и планы постоянно проецируются в будущее. Прошлое переживается как что-то, что мы оставляет позади, как что-то больше и несуществующее, но являющееся для нас реальностью с некоторыми особенными качествами: доступностью, ценностью и изменчивостью.
Ю. Минковски выделил следующие зоны временной перспективы: удаленное прошлое, среднее прошлое, ближайшее прошлое, настоящее, ближайшее будущее, среднее будущее, удаленное будущее[34].
И.В. Дубровина выделяет 8 категорий структуры временной перспективы:
- ближайшее будущее;
- актуальный период;
- близкое будущее;
- отдаленное будущее;
- вся жизнь;
- открытое настоящее;
- историческое будущее;
- прошлое[35].
В основу данной структуры временной перспективы положено содержание мотивов, ее составляющих. В результате все мотивы были разделены на следующие категории:
- мотивы, отражающие некоторый аспект личности субъекта;
- мотивы, направленные на выполнение чего-либо, мотивация активности. В этой категории дополнительно выделяются мотивы профессиональной деятельности;
- отдельно рассматриваются всякая активность субъекта по отношению к самому себе, мотивы саморазвития;
- мотивация, подразумевающая социальные контакты. Дополнительно выносятся мотивы общения, связанные с ожиданием чего-либо от других людей;
- активность, связанная с получением информации, с познанием;
- мотивация, связанная с трансцендентальными ценностями, поиском смысла жизни;
- мотивы, связанные с желанием что-то иметь, обладать чем-то;
- активность, связанная с отдыхом, проведением досуга;
- неклассифицируемые и некстати данные ответы.
Таким образом, даются следующие определения категорий структуры временной перспективы: ближайшее будущее – цели, располагаемые в перспективе текущего дня, недели, месяца; актуальный период – цели периода профессиональной деятельности; близкое будущее – цели, отдаленные на ближайшие год-два; отдаленное будущее – цели, относящиеся к периоду зрелости, старости; вся жизнь - цели, относящиеся к какому-то периоду предстоящей жизни, которые нельзя точнее определить во времени; открытое настоящее – желание обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, которые не ограничены во времени – «сегодня и ежедневно»; историческое будущее – цели, связанные не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества; прошлое – упоминание о прошлом.
Анализ результатов исследования и их интерпретация.
При интерпретации результатов данного исследования испытуемые были поделены на три группы:
Первая группа – в этой группе испытуемые со стажем работы до 5 лет;
Вторая группа – испытуемые со стажем работы от 6 до 10 лет;
Третья группа – испытуемые со стажем работы от11 лет и больше.
Таблица 1
Средние значения сотрудников ГПС по шкала ...
Различное понимание мотивации
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.
Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным ...
Экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности
студентов-психологов. Организация и проведение экспериментального исследования
Цель –
исследование профессиональной мотивации студентов-психологов педагогического ВУЗа.
Задачи исследования:
· Выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов-психологов;
· Выявить специфику учебной мотивации студентов-психологов;
· Определить уровень выраженности преобладающих мотивов обучения у студентов-психологов.
В пр ...