Временная перспектива как характеристика
психологического времениСтраница 2
Говоря о проблеме временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени. Временная перспектива рассматривается в следующих направлениях:
- определение будущего соотносительно с прошлым и настоящим;
- исследование структурированности перспективы;
- с точки зрения ценностного содержания.
К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненные перспективы как три различных явления. Психологическая перспектива представляется как когнитивная (сознательная) способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, структурировать и представлять себя в будущем. Личностная перспектива понимается не только как способность предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на текущее, т.е. реальной личностной возможностью реализовать намеченные планы. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения[27]. Жизненная перспектива создается предшествующей жизнью и выражается в жизненной позиции личности[28].
Многие авторы рассматривают жизненную перспективу с позиций планирования будущего. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что жизненный план является отражением прошлого, настоящего и будущего в жизнедеятельности личности, в их диалектическом единстве и преемственности[29].
По мнению И.С. Кона, жизненный план возникает, с одной стороны в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения пирамиды ее мотивов, с другой стороны, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Таким образом, отмечает И.С. Кон «идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов»[30].
Интересна попытка определения специфики временной структуры сознания личности посредством понятия «временная транспектива», отражающего взаимосвязь ретроспективных и перспективных моментов индивидуального бытия, особенности «сквозного видения» из настоящего в прошлое и будущее[31].
Особый интерес представляет процесс развертывания, реализации временной перспективы личности в форме жизненной стратегии субъекта. При анализе временной перспективы личности выделяется ее стратегический аспект – построение глобальных жизненных планов, масштабность которых носит индивидуальный характер и связана с мотивационной направленностью личности; и операциональный аспект – целеполагание и планирование субъектом собственной деятельности, ее результатов и последствий в данной жизненной ситуации. Конкретно-ситуативными составляющими временной перспективы личности являются, например, цели и намерения[32].
Намерение чаще всего определяется, как сознательное стремление завершить определенное действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата, т.е. как особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и подразумевающее выбор соответствующих средств, с помощью которых субъект собирается достичь поставленной цели. Намерение обладает своей собственной внутренней динамикой, важнейшим параметром которой является устойчивость к различным девиирующим (отклоняющим) факторам.
Намерение является мультипликацией мотивационных и когнитивных аспектов личности, обусловливающих поведение в конкретной ситуации: с одной стороны, оно обладает динамической силой (побуждением потребностей) и является целеориентированным, с другой стороны – будучи связанным с операциональным звеном деятельности, содержит в себе оценочные компоненты. В намерении сливается мотивационная притягательность цели и субъективная вероятность (прогноз реализации программы действия) ее достижения, что и приводит к итогу конкретного целевого выбора. Устойчивость намерения связана с личностными диспозициями различного уровня (ригидность/лабильность, уровень притязаний,особенности каузальной атрибуции).
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...
Исследование особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. Цель, задачи, методика исследований
Как говорилось выше, сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности и проявляется в недостаточной сформированности сенсорных эталонов.
Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются:
– изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками ...
Проявление психологических характеристик человека-оператора в деятельности
Современная система управления техникой и людьми может разделяться на 2 класса:
1) организационные системы (человек управляет коллективом людей)
2) технологические системы (человек выполняет операторскую деятельность, которая заключается во взаимодействии внешнего мира и управление ими).
Оператор-технолог – работает в работе немедлен ...