Временная перспектива как характеристика
психологического времениСтраница 6
3. Созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовноинтеллектуальной, творческой жизни. Обнаруживаются пролонгированные тенденции. Пассивно-пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом.
4. Творчески-преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями. Противоречие (или проблема) данного исследования состояло в том, что вне лонгитюдинального исследования было бы достаточно произвольно судить о характере регуляции и организации личностью ее жизненного пути только по получаемым в данный момент рефлексивно определяемым характеристикам ее активности[43].
При исследовании доминирующих временных ориентации был обнаружен факт, заключающийся в том, что ориентация на настоящее не подразумевает озабоченность человека только текущим моментом, но, скорее, определяет заботу о прошлом и будущем в равной мере.
Поэтому вполне правомерным является рассмотрение будущих (еще не происшедших) событий жизни в единой реальной связи с прошлыми (уже происшедшими) событиями, направленное на изучение реальной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в структуре психологического времени.
В последнее время проводятся исследования психологического времени, в том числе временной перспективы, как одной из его составляющих, в связи с формированием личности. В работах по этой проблеме рассматриваются: типология временной перспективы личности, особенности использования времени личностью в норме и патологии, психологическое время как фактор формирования отношений личности в коллективе. В результате исследований было выявлено то, что, психологическое время выполняет существенную функцию в регуляции сознания и поведения личности.
При несогласованности перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с настоящими и прошлыми, возникает феномен «временной некомпетентности», который негативно сказывается на степени адаптированнности личности к конкретным условиям жизнедеятельности. Несогласованность перспективы связана с низкой субъективной актуальностью событий жизни, с переживанием жизни как чрезмерно растянутого. Данные психологических исследований обнаруживают прямую или опосредованную связь параметров будущей временной перспективы с такими личностными характеристиками как самооценка, я-концепция, мотивация достижений, тревожность, импульсивность и ряд других. Уровень развития будущей временной перспективы, критерием которого выступают ее продолжительность, оптимистичность и реализм, степень дифференцированности и согласованности, связан с уровнем психического и социального развития личности.
Таким образом, временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.
Выводы
Подводя итог, выделим основные положения, на которые будем опираться в дальнейшем:
1) временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени;
2) временная перспектива включает в себя, на наш взгляд психологические прошлое, настоящее и будущее;
Результаты изучения личностных особенностей
родителей
Таблица 2. Результаты изучения личностных особенностей родителей
Š
Кеттел
пп
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
1.
1
3
1
1
1
2
2
4
1
1
2
3
1
2
2
2
2.
2
5
1
2
1
2
2 ...
Выявление критерий склонностей к девиантному поведению у подростков,
воспитывающихся в приюте
Выявив подростков, воспитывающихся в приюте, мы можем разделить их на группы (См. Таблицу 1). Таблица 1.Группы испытуемых, различающихся по половому признаку. 1 группа 2 группа Испытуемые мужского пола Возраст,лет Испытуемые женского пола Возраст,лет №1 15 №16 16 №2 14 №17 16 №3 17 №18 17 №4 15 №19 14 №5 14 №20 14 №6 16 № ...
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.
Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)
По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций
1. Завуалированная жестокость в отно ...