RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 2

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Оценивая роль внимания в психической деятельности великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Внимание есть та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» (34. С.156 ).

Внимание

– это сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Исследование внимания ведутся много веков и среди психологов до сих пор нет согласия в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение. Одни ученые утверждают, что как особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона другого психологического процесса или деятельности. Другие полагают, что внимание представляет собой независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения психологи указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологочески относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось в частности на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс, как его возможный врожденный механизм, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.А. Ухтомским. Психологи отмечают, что действительно в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, однако у него есть особенности проходящие через все другие психические процессы. Это – наличие в нем динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, устойчивость, переключаемость и других, которые непосредственно к познавательным процессам (ощущению, восприятию, памяти, мышлению) не относятся. Р.С. Немов отмечает, что правильное решение состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, увидеть во внимании и сторону процессов, и самостоятельное, независимое от них. Это значит принять точку зрения, согласно которой, внимание как отдельный психический процесс не существует, но представляет собой особенное состояние, характеризующее все эти процессы. Эта позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными:

1. Механизм доминанты можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, зоны каких анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация находится на пути нервных импульсов, касающихся всех познавательных процессов.

3. Нейроны внимания – клетки – детекторы новизны – можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга

4. Все 3 фактора в центральной нервной системе существуют автономно, независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит все же о особенном феномене, не сводимым ко всем остальным.

В соответствии с концепцией традиционной психофизиологии внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс. В противовес этому представлению С.Л. Рубинштейн (1946) полагал, что внимание лишено своего содержания и является динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. В современной системной психофизиологии внимание трактуется не как отдельный психический процесс, а как результат определенных межсистемных отношений в ЦНС, которые обеспечивают эффективность деятельности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Характеристика воли. Структура и качества воли
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение созн ...

Анализ результатов исследования и их интерпретация.
При интерпретации результатов данного исследования испытуемые были поделены на три группы: Первая группа – в этой группе испытуемые со стажем работы до 5 лет; Вторая группа – испытуемые со стажем работы от 6 до 10 лет; Третья группа – испытуемые со стажем работы от11 лет и больше. Таблица 1 Средние значения сотрудников ГПС по шкала ...

Эмпирическое исследование соотношения осознаваемого и неосознаваемого уровней агрессивности у подростков. Цели, задачи, проведение
Эмпирическое исследование в рамках данной курсовой работы имело цель выявить соотношение между осознаваемым уровнем агрессивности с неосознаваемым у подростков. Другими словами было произведено сравнение результатов одной методики, где аспекты агрессивных стратегий поведения вербально определены, с результатами другой, в которой агресси ...