RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 4

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Вынужденноевнимание

– врожденное, естественное или инстинктивное, внешняя и внутренняя деятельность уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Невольное

внимание

– складывается также на инстинктивной основе, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В отличии от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха. Привычное

внимание– внимание обусловленное установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие – переходной формой к нему.

Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:

– человек предварительно не готовится к восприятию объекта;

– интенсивность непроизвольного внимания обуславливается особенностями раздражителей;

– непродолжительно по времени ( длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не закреплять, прекращается по окончании их действия).

Произвольноевнимание

– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. В психологии его называют активное и волевое. По мнению рядя ведущих отечественных психологов (Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна и др.), при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помагает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания необходимо учитывать ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение:

– сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;

– правильная обстановка рабочего места;

– психическое состояние человека;

– словесное напоминание самому себе.

В зависимости от характера условий и системы деятельности, в которую включено произвольное внимание, выделяют следующие его разновидности.

Собственно произвольное внимание

– необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами непроизвольного внимания. Характерно чувство напряжения. Определяется как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Выжидательноевнимание

проявляется в ситуациях решения задач на бдительность. Спонтанноевнимание

– обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...

Анализ полученных результатов по выявлению факторов профессиональной деструкции сотрудников УВД
Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать социально-демографические характеристики респондентов, а также другие параметры, оценивающие степень удовлетворенности работников правоохранительных органов условиями труда, заработной платой, отношениями с непосредственным руководителем, отношениями в коллективе, а та ...

Восприятие конфликта
1.Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.) 2.Как и у кого вы учились действовать в конфликтах?У родителей. У друзей. На собственном опыте. У литературных героев. В средствах массовой информации. Ваш вариант ответа. 3.Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье? 4.Как родители справляются со св ...