RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 5

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Произвольное внимание имеет свои характеристики:

– целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

– организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

– устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Произвольное внимание всегда связано со словами, в которых выражается намерение. Существуют причины, обуславливающие произвольное внимание:

– интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

– осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание

– это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова (32. С.10), послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Термин «послепроизвольное внимание» был введен в употребление Н.Ф. Добрыниным (1938). По своим психологическим характеристикам оно имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но уних есть и отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

Все три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Различия всех видов внимания состоят в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.

По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, психологи (Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. (34)) выделяют внешнее

и внутреннее

внимание. Внешнее

или перцептивное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутреннее

внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга.

Внимание человека зависит от взаимодействия его с другими людьми и в зависимости от форм учебной деятельности психологи выделяют коллективное, групповое

и индивидуальное внимание.

Коллективное внимание – это сосредоточение всех людей на одном предмете (например рассказ учителя). Групповое внимание – это сосредоточение внимания группы в условиях работы в коллективе (например проведение взаимопроверок, лабораторных работ). Индивидуальное внимание – это сосредоточение внимания на своем задании (например самостоятельное чтение, выполнение контрольных работ).

Р.С. Немов (31. С. 207-208) выделяет такие виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальны ...

Групповые решения
Группе, для того чтобы функционировать, обеспечивать взаимодействие с другими группами и людьми во внутренней и внешней среде, необходимо принятие различных решений, реализующихся в ее деятельности. Принятие решений – разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия групповых решени ...

Супружеская галантность
Супружескую галантность можно назвать важнейшей составляющей этикета. По мнению польского журналиста Яна Камычека, это— «особое искусство». Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной супруге могут расценить как признак царящего в семье матриархата. В результате этого часто возникает п ...