Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в
исследованиях зарубежных и отечественных ученыхСтраница 6
дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы. Основной механизм этого внимания – ориентировочный рефлекс, который связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание
складывается прижизненно в результате обучения и воспитания и связано с волевой регуляцией поведения.
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.
Опосредованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств: жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное вниманиесвязано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, объектом внимания является чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание
связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, которая является объектом.
А.А. Люблинская (14. С.184-185) выделяет три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное (первичное) внимание
привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса.
2. Непроизвольное (вторичное) внимание
не требует усилия, привлекается предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим интересам человека.
3. Произвольное вниманиенаправляется волевым усилием, осознанием необходимости быть внимательным.
Частота перехода одного вида внимания в другой определяется особенностями высшей нервной деятельности. В своем развитии внимание проходит три стадии:
– первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
– вторичное внимание – сосредоточенность на одном объекте несмотря на наличие других;
– постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
Внимание может быть сосредоточено на воспринимаемых объектах, движениях, представлениях, мыслях. В зависимости от этого выделяют различные формы проявления внимания – сенсорно – перцептивное (зрительное, слуховое, тактильное), моторное, интеллектуальное.
Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость и колебания).
Объем
– это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью. Объем взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Поскольку определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Психологи отмечают, что объем внимания зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания значительное влияние оказывает речь, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности. Объем определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания.
Устойчивость
– его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется и в практической деятельности с предметами, и в активной умственной работе. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени, а сама устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации внимания. Она определяется различными причинами, которые связаны с индивидуальными физиологическими особенностями личности (со свойствами нервной системы); общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, заторможенность); третьи соотносятся с мотивацией; четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Характеристика общей устойчивости внимания определяется сочетанием всех причин, вместе взятых.
Описание программы тренинга
Занятие 1
Упражнение 1 «
Знакомство с целями тренинга»
1) Время выполнения 20 минут
2) Цель упражнения: Знакомство с целями тренинга
3) Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Полина, сейчас я познакомлю вас с целями нашего тренинга.
4) Ход упражнения: Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга.
5) Вопросы для обс ...
Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы
памяти. Классификации памяти
Память – психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа пси ...
Этапы становления психологии
I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали созна ...