Характеристика невербального мышления дошкольников. Невербальное
мышление дошкольников с нормальным развитием речиСтраница 2
Данные таблицы показывают, что 6 детей смогли достичь очень высокого результата, когда оба критерия (точность, и время) достигнуты. 12 детей смогли выполнить задание с меньшим результатом, так как не достигли одного из критериев: либо не уложились во времени, либо контуры вырезанной фигурки превышают 1 мм. При этом из них 9 детей уложились в заданное время – 3 мин., но контур вырезанной фигуры превышал 1 мм, а 4 ребенка, вырезав фигуру с допустимой точностью для высшего балла, не смогли уложить во временные рамки.
8 баллов получили 2 дошкольника, не уложившиеся во времени, заданном для выполнения задания с высшим результатом, и вырезавшие фигуры с контуром, большим заданному.
В то же время надо отметить высокий результат обследования, так как ни один ребенок не получил оценку ниже 8 баллов.
Определим уровень развития наглядно-действенного мышления у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 2).
Таблица 2. Уровень развития наглядно-действенного мышления дети без речевых нарушений контрольной группы по методике «Вырежи фигуры»
Уровень развития наглядно-действенного мышления |
Количество детей |
Очень высокий |
6 |
Высокий |
14 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
Очень высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 6 детей, которые вырезали фигуры не более чем за три минуты, а контуры вырезанных фигур отличались от оригиналов не более чем на 1 мм.
Высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют четырнадцать детей, не уложившиеся в три минуты или вырезавшие фигуры с контурами, отличающимися от оригиналов на 2–3 мм.
Средний, низкий и очень низкий уровень развития наглядно-действенного мышления в контрольной группе не выявлен (табл. 2).
Таким образом, дети контрольной группы, имеющие очень высокий и высокий уровень развития наглядно-действенного мышления, хорошо справляются с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов.
Для подтверждения сделанных выводов мы использовали еще одну методику определения уровня развития наглядно-действенного мышления дошкольников контрольной группы – «Воспроизведи рисунки». Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. В целях систематизации результатов обследования мы использовали таблицу, специально разработанную нами в ходе исследования (табл. 3).
Таблица 3. Результаты обследования наглядно-действенного мышления детей контрольной группы по методике «Воспроизведи рисунки»
Имя ребенка |
Количество незаштрихованных участков в фигурах, шт. |
Отличие контура заштрихованной фигуры от оригинала, мм. |
Оценка, баллы |
Света А. |
0 |
0,7 |
10 |
Юля А. |
1 |
0,8 |
9 |
Валера Б. |
1 |
0,6 |
9 |
Гриша Б. |
2 |
0,9 |
8 |
Сергей В. |
1 |
0,8 |
9 |
Юра Г. |
0 |
0,8 |
10 |
Юра З. |
0 |
0,6 |
10 |
Миша М. |
1 |
1,1 |
8 |
Надя М. |
0 |
0,9 |
10 |
Валя М. |
1 |
0,9 |
9 |
Юра Н. |
0 |
0,9 |
10 |
Дима Н. |
3 |
1,2 |
6 |
Вера О. |
1 |
0,9 |
9 |
Света П. |
1 |
0,9 |
9 |
Миша П. |
1 |
0,8 |
9 |
Маша Р. |
2 |
1,4 |
6 |
Гриша Р. |
1 |
0,9 |
9 |
Юра Т. |
3 |
1,6 |
5 |
Маша Т. |
1 |
0,9 |
9 |
Юля Ю. |
0 |
0,4 |
10 |
Мотивы спортивной деятельности
Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть под ...
Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...
Оценка интеллекта
В XIX в. было разработано большое количество психологических тестов, в которых определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Основным результатом этих тестов явился тот факт, что если у большинс ...